— Игорь Данилович, чем объясняется необходимость создания в нашем регионе местного филиала профессионального литературного союза?

— В Приамурье стремительно подрастала пишущая молодежь, были свои признанные мастера, а свой союз отсутствовал. Амурские писатели, члены Союза писателей СССР, были прикреплены к хабаровской организации. Такая отдаленность порождала массу неудобств, долго и трудно решались необходимые вопросы.

— То есть Хабаровск в первую очередь был озабочен собственными проблемами...

— Да, и поныне кое-кто любит потолковать о неких умозрительных творческих «планах», высоту коих они определяют из собственных честолюбивых соображений. Уверен, амурская литература имела и имеет своих покорителей творчества, которые не уступают столичным и центрально-российским классикам литературы... А вообще, похоже, мы намного старше, нежели показывают цифры сегодняшнего юбилея. Например, литературный краевед из Свободного Евгений Паршин убежден, что истоки Амурской писательской организации восходят к 1951 году. Именно тогда проходило первое областное совещание начинающих прозаиков и поэтов. На нем было избрано бюро литобъединения при редакции «Амурской правды» — предтеча будущей писательской организации Приамурья. К слову, возглавил бюро прозаик Михаил Аношкин, ставший впоследствии первым из амурчан членом Союза писателей СССР.

Представьте, еще тогда на амурской земле сплотились люди, решившие посвятить себя делу художественной литературы. ЛИТО активно работало, писатели и поэты росли буквально на глазах. Безусловно, среди членов объединения были и дилетанты, но ведь сколько появилось настоящих профессионалов! Достаточно назвать такие имена, как Леонид Завальнюк, Владимир Руссков, Николай Фотьев, Олег Маслов, Игорь Еремин, Борис Машук, братья Владимир и Вениамин Колыхаловы. Самое деятельное участие принимала старейшая писательница Любовь Антонова. На их произведениях воспитывались и учились жить по совести многие поколения амурских читателей.

Для того чтобы создать профессиональный союз, требовалось не менее пяти членов организации. И к 1977 году в Приамурье они уже были. Баснописец Николай Фотьев, поэты Леонид Андреев и Игорь Еремин, прозаик Александр Побожий. В связи со строительством БАМа наш край осчастливил своим прибытием украинский поэт Олег Головко. В 1976 году Москва признала прозаика Бориса Машука, который и стал первым председателем Амурской писательской организации. Руководил он им до 1991 года. Потом у руля до 1996 года стоял Станислав Федотов, затем возглавил я.

— Помните то первое собрание писательской организации?

— Конечно. Я тогда был еще очень молод — неполных двадцать четыре года. Обком партии выделил для писателей комнату в проектном институте на Амурской, 154. Мебель еще не успели завезти. Расстелили мы газеты чуть ли не на полу, порезали хлеб и селедку, откупорили бутылку водки, и начались бурные разговоры о литературе, о жизни, о творческих планах.

— Основное отличие того, что ранее писатели были прикреплены к Хабаровску, а теперь к Благовещенску.

— Организация стала юридически самостоятельной ячейкой. Она могла напрямую обращаться в издательство. Наши авторы уже не стояли в длинной очереди хабаровчан, желающих опубликоваться. Начали успешно решаться жилищные вопросы. Вскоре Машук получил хорошую трехкомнатную квартиру в областном центре. Из Белогорска в Благовещенск переселили замечательного поэта Еремина, сделали ему двухкомнатную квартиру. Появилась возможность приглашать сюда на переезд писателей из других регионов.

— Известно, что при Советах членство в союзе давало много преимуществ перед «нечленами».

— Да, та власть по-отечески заботилась о писателях. Она пестовала культуру. Поэтому проводникам той идеологии давали определенные льготы. Так, писатель имел право на дополнительную площадь в 20 квадратных метров для кабинета, где он мог бы творить. Раз в год автор мог взять льготную путевку в Дом творчества. Причем вместе со своей половиной. Эти Дома творчества находились в красивых райских уголках Советского Союза — в Крыму, Сухуми, Абхазии, в Прибалтике, в Подмосковье. На члена Союза писателей СССР обращали самое пристальное внимание редакторы книжных изданий. С автором заключали договор, после чего он получал гонорар до 80 % обговоренной суммы. Когда книга выходила в свет, писатель получал остальные деньги. Тогда его не волновало, будет продано напечатанное произведение или нет. Тиражи были солидными. Система реализации книг была тщательно отработана. «Союзпечать» аккуратно рассылала произведения местных авторов в ближайшие регионы. Так я однажды, будучи на переподготовке в Приморье, увидел на магазинной полке книгу-кассету «Радуга» Благовещенского издательства, где были и мои стихи.

— Сегодня это звучит как сказка. Сейчас писатели ходят с протянутой рукой, ищут спонсоров, чтобы издать тощие брошюры. И постоянная тревога: где напечататься? Знаю, что местный альманах «Приамурье» издавался раньше ежегодно...

— За последние шесть лет такой альманах у нас издавался только два раза. На сегодняшний день у наших писателей нет ни своего помещения, ни даже телефона. Для сравнения, каждый член Союза писателей России в том же Томске получает ежемесячную стипендию в размере 5 тысяч рублей из областного бюджета... Огромное спасибо начальнику городского отдела культуры Александру Дворникову, который, узнав, что писатели лишились своего последнего пристанища, предложил пишущей массе собираться в библиотеке имени Чехова. Но там очень неудобно. Наши люди возвращаются с работы только в пять часов вечера, а именно в это время библиотека прекращает свою деятельность. Ключа от помещения у нас нет. Между тем Амурская писательская организация за тридцать лет немало сделала для повышения культурного уровня земляков. Вышло около 250 персональных книг прозы и поэзии, свыше 120 коллективных сборников, альбомов и антологий. Состоялось более 15000 встреч писателей с читателями. Начиная с 1986 года в Свободном и Мазановском районе проводятся так называемые Комаровские чтения в честь знаменитого поэта, лауреата Государственной ( тогда Сталинской) премии. С 1996 года ежегодно в Благовещенске при поддержке Центра эстетического воспитания идут семинары молодых литераторов. Со всей области съезжаются начинающие мастера слов и получают консультации наших мэтров. После таких совещаний появились юношеские альманахи «Росток». Именно в недрах нашей организации родилась идея создания литературного приложения «Глагол» в газете «Амурская правда», который до сих пор выходит в свет.

— Кстати, сколько на сегодняшний день в Приамурье членов Союза писателей России?

— Двадцать. За 30 лет их было 33. Кто-то уехал, кто-то ушел в мир иной. Вообще-то нас почти в два раза больше, но при распаде СССР произошло искусственное разделение творческого союза на две части. Нам, в отличие от московских коллег, делить нечего, имущества никакого. Главная задача — творить разумное, доброе, вечное, несмотря ни на что.

— Что хотите пожелать коллегам?

— Разумеется, творчества. Не терять желания повышать уровень мастерства, запала, желания разобраться в этой жизни, в ее причинах и истоках. Самое главное — не утрачивать чувства, без которого не стоит садиться за бумагу, браться за перо или компьютер. То есть быть влюбленным. В жизнь, в мужчину, в женщину. Считаю, не умеющий любить никогда не станет настоящим творцом.