Жеглов и Шарапов долго оставались неприступными героями послевоенного Советского Союза, гордо возвышаясь над любыми своими последователями. Это вполне оправданно: настолько удачно соединять режиссуру, сценарий и актерскую игру — удел настоящих мастеров кино, а не создателей многосерийных детективов. Сериалу Алексея Пиманова «Александровский сад», новые серии которого представляет на этой неделе Первый канал, по умолчанию было суждено ступить на эту территорию.

Все снова в саду Пиманова и компанию давно успели подвергнуть активнейшему остракизму за первую порцию этого детективно-любовно-политического кушанья и простить. В прошлом году герои «Сада» исследовали тайны древнего Кремля, попутно сражаясь с хитроумными злоумышленниками цыганской национальности и являя собой столь дорогие сердцу любого ностальгирующего по СССР гражданина образы горячих сердцем комсомольцев. Но и комсомольцы иногда ездят в отпуск остужать раскаленные сердца в морской воде и укреплять здоровье курортным солнцем и спелыми фруктами.

Сценаристы отправили героев в Одессу, где им предстоит сменить праздное шатание по залитым лучами светила улицам на традиционные погони, взрывы, перестрелки и интриги. Одесскую часть сериала создатели на свою голову еще и адаптировали под широкоформатный фильм, вызвав на себя таким образом шквал критики со стороны тех зрителей, которые не смотрят первый после программы «Время», но интересуются кино. «Три дня в Одессе» наполучали столько пинков, что им вряд ли светит место хотя бы где-нибудь рядом с говорухинским шедевром. Пиманов — режиссер, сценарист и продюсер проекта «Александровский сад» -человек стойкий и заслуженный, но даже ему должно было стать не по себе от того, что положительные рецензии на фильм появлялись только от тех, кто его еще не смотрел.

В сериальном варианте, конечно, эта история смотрится как минимум адекватнее. Во-первых, потому, что мыльной опере вообще многое простительно по сравнению с большим кино. Во-вторых, потому, что изобилие актеров, не только никому не известных, но еще и очень похожих друг на дру-га — это из области многосерийных телевизионных проектов, позволяющих от серии к серии спокойно разбираться, кто есть кто. Так же, как и спокойно относиться ко всяким глупостям, надругательствам над историей, непрописанным персонажам подозрительного характера и прочим мелочам, которые в кинотеатре обязательно лезут на первый план и заставляют давиться спрайтом от возмущения. Итак, мы имеем достаточно дорогой сериал, снятый на натуре, не самую скучную историю о бандитской Одессе послевоенных годов, несколько колоритных персонажей и даже детективную загадку, которую, в принципе, нетрудно разгадать, но ведь можно к этому и не стремиться.

Плюс имя Алексея Пиманова, пользующегося репутацией человека, опыту которого в распутывании сомнительных исторических тайн можно доверять. Да, и не забывайте о загорелых девицах в коротких летних платьях. Ангелы Чарли сороковых Начало одесской части «Александровского сада» действительно интригует. Не столько сюжетом (хотя одна только встреча с уголовниками в поезде имеет все шансы увлечь зрителя), сколько атмосферой. Авторы сериала явно и искренне проникнуты вышеупомянутой ностальгией по родине, которой не видели своими глазами. Да так, что зрителю тоже становится смутно жаль, что на дворе не конец сороковых. Все эти сияющие девицы на солнечном перроне, несерьезно настроенные молодые люди в белых рубашках и летних брюках, эти случайные знакомства в поездах, лишенные и тени недоверия или раздражения, балагурящие проводницы и, конечно, двери купе из той эпохи, когда они еще были обычными дверями, не могут не радовать глаз.

В купе пассажирского состава «Москва — Одесса» встречаются два молодых парня, которых в Одессу зовет исключительно долг, а не долгожданный отпуск. Как раз в это время уставшее от разгула преступности в приморском городе МГБ планирует провести там беспрецедентную операцию по уничтожению чуждых строительству социализма элементов. У каждого из попутчиков свои задачи и свои тайны, и зрителю предстоит узнать, какие именно, только досмотрев до конца. Там, в пункте назначения, будут и оглушительная стрельба, и неожиданная любовь, и столкновение человека с махиной государства, и персики, и ныряние с утеса в теплые волны Черного моря. Да, чуть не забыл — в это самое время в какой-то не то степи, не то долине проводятся масштабные учения десятка-другого крепких телом и сильных духом девушек-красноармейцев, во время которых оные должны не только подтянуться в меткой стрельбе и боевых искусствах, но и научиться ходить не строем, а красивой женской походкой.

К учениям привлечен пожилой еврей-балетмейстер, который, приложив огромные усилия, все-таки сделает из спецназа в юбках привлекательных барышень, задачей которых станет ловить уркаганов и хулиганов на живца. Такие меры, если верить авторам сериала, применяли для искоренения преступности важные головы государства во главе с самим маршалом Георгием Жуковым. А вы говорите — Ангелы Чарли. Ну а в центре Одессы балом правит многолюдная преступная группировка под руководством некоего Миши Виртуоза, который сидит дома и ест конфеты, пока его эффектная и очень опасная сожительница (твердая пятерка Ольге Погодиной, только ради нее можно смотреть сериал), не скрывая лица, отчаянно грабит рестораны, стреляет в военных и прячет добычу в самых экзотических местах города. Впрочем, «малина» доживает свои последние деньки — сверху в органы внутренних дел уже пришел четкий и безоговорочный приказ уничтожать бандитов вместе с семьями, не затрачивая драгоценного времени на разбирательства. Все участники предстоящей кровавой бани активно разыскивают некую картотеку румынской полиции времен Великой Отечественной, способную пролить свет на истинные личины многих ведущих законопослушный образ жизни одесситов.

Если быстро разобраться в персонажах, ясно представить себе картину событий и сосредоточить внимание чисто на сюжете, быстро понимаешь, что лучше бы ты этого не делал. За яркой картинкой курортного города скрывается столько ничем не объяснимой ерунды, что просто диву даешься, как можно было собрать все это безобразие под эгидой одного проекта. Какого из героев не возьми — все они либо творят какие-то прямо возмутительные с точки зрения логики вещи, либо вообще непонятно чем занимаются до определенного момента повествования. Ну пара главных героев, знакомая нам еще из первых серий, это еще куда ни шло.

Молодой кремлевский карьерист, прикидывающийся своим парнем в любой, зачастую не подходящей для этого ситуации, и дочь генерала госбезопасности, отличающаяся умом, сообразительностью, деспотичностью и склонностью к истерикам. К ним у зрителей практически не возникает вопросов, наверное, потому, что в самые вопиющие моменты бреда им удается ловко скрыться из кадра. Но вот персонаж под кодовым именем Бухгалтер, истинную сущность которого зритель разгадывает на протяжении двух долгих серий, прямо-таки поражает воображение. По задумке, Бухгалтер — это некий сверхнавороченный преступник в погонах сотрудника все той же пресловутой госбезопасности, который приезжает в Одессу как раз затем, чтобы раньше правоохранительных органов добраться до картотеки. В ней про него все написано. Вся королевская рать разыскивает оборотня по татуировке на плече. Татуировка гласит: «Смерть Гитлеру от Сталина». В качестве подозреваемых нам предоставляются те самые два товарища из вагона поезда, оба ведут себя престранным образом, и обоим в конце, конечно, предстоит финальная схватка с использованием лопаты и ручных гранат. Так вот, пока мы гадаем, кто же из двух парней в брюках — на самом деле душегуб и лиходей, создатели фильма явно забывают о цели приезда Бухгалтера в город. Преступники в Одессе, судя по сериалу, вообще всем составом сбежали из одного детдома. Все как один, за исключением главарей банды и негодяя-фотографа, в роли которого вяло выступает Леонид Якубович, ходят в одинаковых кепках, глупо скалятся и только что не вешают на шею табличку с надписью «шпана». Апофеозом же бреда становится появление на сцене свежеобученных девиц в коротких платьях, которых так долго учил старый балетмейстер.

Получив задание ловить преступников, напоминаю, на живца, девушки без раздумий и предупреждений убивают из револьверов любых парней, которым взбредет в голову к ним подойти. Перечислять все это можно до самого начала следующей серии, да вот только надоедать начинает. В который раз после долгих рассуждений об образованности и интеллекте современного зрителя нам предоставляют еще один повод обидеться. В первую очередь — за приятного во всех отношениях ведущего передачи «Человек и закон», имя которого пестрит в титрах. Зритель не разлюбил стрельбу, погони и красивый видеоряд. Зрителю надоело торжество чепухи и особенно то, что в народе называется «спустя рукава».

Возрастная категория материалов: 18+