В областном центре и вообще в Приамурье его имя широко известно любителям поэзии. Например, последняя книга, посвященная 150-летию Благовещенска, «Городской романс» представлена на соискание ежегодной губернаторской премии в области литературы и искусства. На вопрос, посвящает ли он свои сочинения врачам, вообще медицине, Николай отвечает так: «Стихи для меня как отдушина, в них не должно быть место для моей работы, даже если она самая замечательная на свете». Представителям этой профессии вообще легко отвечать на вопросы дотошных корреспондентов. У них, докторов, занимающихся творчеством, так много именитых коллег, что, выучив парочку высказываний выдающихся предшественников, можно смело идти на любое интервью. Вот и Левченко на вопрос корреспондента, что для него важнее - медицина или поэзия, с ходу цитирует коллегу Чехова: «Медицина - моя жена, а литература - любовница». Кто его знает, был ли на самом деле искренним в данном высказывании Антон Павлович или нет? Люди не всегда говорят то, что думают, и не всегда стоит верить тому, что они говорят... «Художник, нарисуй для нас цветы» Все свои три книги Николай иллюстрировал сам. Примеров тому у нас в Приамурье - раз-два и обчелся. Вот разве что Павел Никиткин тоже оформляет собственные издания. Но тот профессиональный художник, иначе вроде и нельзя. Когда Левченко говорят: «Вы молодец! Это же надо, чуть ли не к каждому стихотворению - отдельный рисунок», он скромно улыбается: «Что я? Леонид Завальнюк давно этим делом занимается». Сам Николай начал рисовать с раннего детства. Карандаш и блокнот всегда имел под рукой. Но особого значения своему увлечению не придавал. Когда ощутил в себе нешуточный интерес к произведениям изобразительного искусства прошлого, стал приобретать альбомы с репродукциями великих художников, книги, где можно было отыскать приемы работы с красками и холстом. Вскоре почувствовал, что этого недостаточно для повышения исполнительского уровня. Все-таки педагог - лучше всякого справочника. Отправился в благовещенский Дом пионеров в изостудию. Но там были совсем дети. Подросток узнал, что в Доме офицеров Советской армии с художниками постарше занимается известный амурский живописец Валерий Маклаков. Пятнадцатилетний Коля немного поразмышлял и принялся посещать две студии одновременно. У пионеров узнавал азы мастерства, у отроков развивал их. Сейчас сам себе удивляется - на все тогда хватало времени: на художество, уроки и на домашние дела. Чего-чего, а хлопот по дому всегда было в избытке. Старший Левченко выстроил избу своими руками. Сегодня можно праздновать юбилей - дому исполнилось полвека. Он достался младшему Левченко. Николай время от времени латает отцовское жилище и не собирается приобретать квартиру в многоэтажке. Пусть там не нужно топить печь, с водой нет проблем, но своей землицы-то там под ногами нет. А тут зеленеет сад под боком и грядка с луком или помидорами из окна видна. Любит Левченко создавать натюрморты. Любит изображать цветы. Однажды написал: Художник, нарисуй для нас цветы - И пышные, и яркие букеты, Как наших душ парадные портреты Невиданной доселе красоты. Весной, когда последний стает снег, Рисуй на солнце дремлющий подснежник, Как в наших душах дремлющую нежность, Со стороны невидную для всех. Хоть Николай Романович человек уже не молодой (завтра исполнится шесть десятков лет), потерей памяти отнюдь не страдает. Однако назвать приблизительную цифру созданных им произведений не в состоянии. Учетом никогда не занимался, индивидуальных выставок не проводил. В общих, правда, неоднократно участвовал. Одно время даже был главным в секции самодеятельных амурских художников. - Большая часть моих работ куда-то разошлась, - рассказывает он, - что-то продал, что-то раздарил. На днях встретил знакомого доктора из 3-й горбольницы. Она руками всплеснула: «Ой, Романыч, мы тебя часто вспоминаем. У нас ведь в ординаторской висят три твоих акварели!» Удивляюсь: «А я и не помню, что когда-то вам дарил». Она мне на прощание говорит: «Что еще нарисуешь - приноси. У нас настроение от твоих картин улучшается». Рисуй для нас июньский пестрый луг, Цветы пионов, ирисов и лилий, Чтоб мы немного больше полюбили Самих себя и все, что есть вокруг. Профессиональным художником, по словам Левченко, он никогда не собирался стать. Чтобы зарабатывать на хлеб посредством изобразительного искусства, по его мнению, необходимо создавать то, что нравится публике, а не лично художнику. У большинства творцов не хватает мужества и таланта отстаивать свою точку зрения, они стараются угодить покупателю, создают то, что публика будет лишь хвалить. На взгляд Левченко, смысл творчества в создании такого, что до тебя еще никто и никогда не сделал. Николай честно признается (и это делает ему честь), что он не знает: смог бы он создать нечто новое, а если бы создал - до конца его отстоять. «Не надо славу торопить» Рисуя натюрморты и портреты, сочиняя стихи и поэмы, Николай Романович никогда не забывает о главном своем предначертании - медицине. Он уверен, что самую большую пользу приносит тем, что помогает исцелению больных. Внимательно изучает под микроскопом опухоли и составляет о них заключение, которым пользуются лечащие врачи. Еще он преподает в медакадемии. На работу и домой добирается исключительно пешком. Идти минут 15 - 20, но как он любит это время! Пока шагает - раздумывает о жизни, событиях сегодняшнего дня. Часто в такой момент рождаются поэтические строчки, которые со временем становятся стихотворением. Как человек, старающийся в любом деле достичь совершенства, он искренне жалеет, что ему не удалось познакомиться детально с русской поэзией, начиная от Ломоносова, как это происходит у студентов педагогических вузов. Во время учебы в медицинском институте Николай почти не писал стихов - не хватало свободного времени. С первых же курсов занялся наукой. Даже в воскресенье не расставался с микроскопом. Будучи в командировке в Москве в 1977 году, увидел афишу «Авторский концерт Евгения Евтушенко». Забыл на этот вечер, что он врач. Затаив дыхание, слушал выступление одного из самых знаменитых стихотворцев страны Советов. Вскоре попал на встречу с прозаиком Владимиром Солоухиным, где с удивлением узнал, что тот еще и превосходный поэт... Оба концерта произвели на Левченко громадное впечатление. Дома в Благовещенске достал школьные тетрадки, дневники, куда записывал свои первые стихи. Просмотрел внимательно, перечитал. Вспомнил две строчки, что посвятил своей первой любви: «Твои глаза, как две луны над звездной россыпью», улыбнулся, засветился лицом и снова, как в юности, потянулся к ручке и чистому листу бумаги. Не год и не два, а целые десятилетия кропал незаметно для окружающих Николай, а потом взял и выпустил поэтический сборник с прицелом на приятелей и близких. Книгу так и назвал «Друзьям и рекам». Стихи, однако, понравились не только его знакомым. Увидели их в Союзе писателей и оценили по достоинству: «Пиши еще!» Собирался четыре года и выпустил в 2004 году еще одну поэтическую книжку «Тебе и городу». Тут уже секретарь Амурской общественной писательской организации Игорь Игнатенко не выдержал: «Хватит раздумывать! Пиши заявление о приеме в Союз. Отошлем твои книги в Москву». Так вскоре Левченко приняли в профессиональную писательскую организацию. Без полной отдачи любимому делу, без искры божьей, под которой подразумевается талант, без огромного трудолюбия в поиске ярких образов и совершенства в области размера и рифмы никогда бы он не достиг такого успеха. Вот поэтому приведенная выше цитата Чехова, мне кажется, не совсем точна относительно Левченко. А может быть, как истинная творческая натура, что в постоянном сомнении и поиске, Николай боится спугнуть птицу удачи. Или отметает возможные упреки недоброжелателей, что мол, еще один поэт нашелся... Кажется, наиболее последователен он в стихотворении «Слава»: Не надо славу торопить - Она не любит суетливых, Но, впрочем, и неторопливых Не любит тоже, может быть... Везде, где к славе кони мчат, Лежат затоптанные люди. Она вообще живых не любит, И мертвые о ней молчат. Николай Левченко, не побоюсь выразиться высокопарно, яркий патриот областного центра. Родившись в селе Уркан Тындинского района, он считает настоящей родиной Благовещенск. Именно здесь он сформировался в того Левченко, кем является сейчас. Слишком памятны места этого города, чтобы бросить его и переехать в другое место. Левченко проходит мимо областной библиотеки и сразу вспоминает отца, который еще с малолетства водил его сюда за руку и привил любовь к чтению. Проплывает в воспоминаниях старая 11-я школа, где подобрался исключительно одаренный класс, и невозможно было ему, парнишке из провинции, отставать от этих талантливых ребят и девчат... Наверное, столько стихотворений, посвященных нашему городу, как Левченко, не написал еще никто. На подходе у него книга прозы под названием «Напутствие дилетантам». Дай бог здоровья таким дилетантам, как Николай Романович, счастья ему и успеха!

Возрастная категория материалов: 18+