Об этих экземплярах слагали саги гораздо позже — в семидесятых годах прошлого столетия, когда на смену Бонни и Клайду пришли такие бравые киношедевры, как «Попутчик», «Техасская резня бензопилой», и куда менее известные «И у холмов есть глаза», которые снял в 1977 году начинающий режиссер Вес Крейвен. «Кошмар на улице Вязов» и «Крик» были позже. Смешно выглядят на фоне сегодняшних финансовых вложений 230000 долларов, которые были вложены в фильм.

На продолжение продолжения — вторую часть триллера — через тридцать лет было потрачено ровно пятнадцать миллионов долларов, деньги, которые и не снились молодому Крейвену, который придумал всю эту галиматью. Пыль и ржавчина Вообще, это, безусловно, настоящий Клондайк. Представьте — где-то в прошлом завалялись отличные сценарии, которые были экранизированы в ужасных условиях: ни денег, ни спецэффектов, ни возможности хорошим актерам заплатить. Эти фильмы показывали в кинотеатрах под открытым небом: сажаешь в машину девушку, платишь за парковку, и вот тебе все что хочешь — от Кинг-Конга до Дика Трейси.

А сегодня Человек-паук может реально ползать по сценам и пробивать врагов насквозь, лазерные мечи Джежаев действительно лазерные, и если бы Марти Макфлай нынче отправился назад в будущее, уверяю вас, это было бы очень зрелищно. Но — вездесущее но. Возможности сегодняшнего кинематографа постоянно наталкиваются на отсутствие хороших сценаристов. Посудите сами: все маломальские блокбастеры с точки зрения сюжета смотреть просто смешно — либо комикс, либо очередное самопожирание в духе того же Человека-паука.

Американская культура, похоже, в плане кино сделала и позаимствовала все, что могла. Пришло время сценарного упадка, непременно влекущее за собой реанимацию старых добрых легенд и не очень уверенное плясание на этих давно вошедших в золотую коллекцию шедевров. Вот и идут бесконечной чередой в кинотеатрах фильмы родом из детства — трудно создать нового супергероя, зато можно вспомнить пыльного старого. «У холмов есть глаза» изначально был из этого же числа — пыль и ржавчина пустыни, которую показывал Крейвен тридцать лет назад, и сегодня неплохо актуализируется. В конце концов, кому не интересно поглядеть на богом забытых мутантов, которые, похоже, и живут-то от случая к случаю, и случаями этими всегда служит появление людей в сфере их влияния — а туристы это или солдаты, уже не важно.

Как же не важно, скажет зритель. Это же прямая дорожка к милитари-триллерам типа «Чужих» или «Обители зла» — злу приходится сталкиваться с отнюдь не безобидными обывателями, как оно привыкло. Десантники с любовно навороченным огнестрельным оружием — это вам не семейство из автофургона, они на любое проявление агрессии привыкли открывать огонь. Так и есть, вторая часть «Холмов» вполне умело пользуется этим приемом -только вот выглядит это все как минимум уныло на фоне пустыни, безлюдья и зажравшихся мутантов, которые и нападают-то в принципе по привычке, а не инстинктивно. Откуда привычка — из семидесятых, вестимо.

Территория Крейвена Именно тогда злополучная семья Картеров посетила угодья мутантов-каннибалов. Сюжет, использованный впоследствии (да и до этого, скорее всего) многими творцами ужаса. Вспоминается «Безнадега» Стивена Кинга, у которого были Карверы — разница в букве не помешала семейству практически в полном составе погибнуть где-то между Техасом и Миннесотой. «Холмы» в современной интерпретации заинтересовали зрителя — надо заметить, что появились они на экране примерно в то же время, что и снискавшие славу показательного трэша «Хостел», «Волчья яма» и опять же переделанная «Техасская резня». Список можно продолжить, потому как все эти картины не отличались особым художественным наполнением и созданы-то были, по сути, ради крови и заляпанной ею стали. Хоррор как жанр исчерпал себя, а его адепты упорно соревнуются в наилучшем ракурсе поддевания мычащей жертвы на крюк.

Что делать: пока наиболее активная часть зрительской аудитории утверждает, что обилие крови на экране — это не есть хорошо, все смотрят триллеры. Смотреть на работу мясника интересно, потому что ты сам не мясник. Чуть не забыл: сценарий ко вторым «Холмам» написал все тот же Крейвен. Это сродни родительской заботе об уже взрослом чаде, мало ли что, лучше проконтролировать. Написал в принципе неплохо для хоррора — есть в этом фильме все для того, чтобы слабонервных (которых я лично ни разу в кино не встречал) вывели из зала под бледные дрожащие руки. Тошнить приличного человека начинает с самого начала — детородные процессы мутантов, знаете ли, это вам не оперетка. Тренировочная война, подготовка к Ираку — похоже, американцы уже сами не задумываются о том, что снимают пропаганду. Пропаганда засела в их подсознаниях так же прочно, как Ильич в пионерских светловолосых головах — чем ни занимайся.

В результате без определенных понятий обойтись ты просто не сможешь. Казалось бы, ну какое дело Крейвену, ужасных дел мастеру высшей категории, до политики Буша? Нет же — мы сначала постреляем в кошмарных мутантов, чтобы впоследствии мусульмане были нам абсолютно не страшны. И вот сидит российский зритель в кинотеатре, вооружившись пивом и чипсами, ждет себе ужастика и получает ужастик: на высоком уровне мутанты по одиночке вылавливают доблестных салаг армии Соединенных Штатов и кусают их и протыкают различными металлическими предметами, а ощущение борьбы с инакомыслящими нарастает. Бурная фантазия сумасшедших кинокритиков уже сделала из мутантов, ставших таковыми благодаря ядерным испытаниям, прототипов всех американских врагов на суше и на море, и особенно на суше.

Но задумайтесь, какие из этих уродов прототипы — сплошное каннибальство, не до политики уже. Знакомые мутанты Истинные ценители трэша в кинематографе, скорее всего, впадут в недоумение. Действительно, несмотря на то что все основные правила соблюдены (кровь, ржавчина, похожая на кровь, душераздирающие крики и все такое), в целом фильм смотрится как-то недотянуто, что ли. Во многом, наверное, это происходит потому, что сами по себе мутанты — откровенная копия уже убиенных в первой части. А так хотелось свежей рыбки, честное слово. А тем временем авторы фильма делают в финале очень и очень незавуалированный намек на третью часть. Прославленная «Пила» сделала еще одно грязное дело: теперь ужастики выходят в свет строго по расписанию, раз в год, в один и тот же день.

Выглядит это на самом деле ужасно. времени на доработку сырого продукта нет, сроки поджимают, и продюсерские миллионы воплощаются в качественный, но какой-то недоношенный релиз. Впрочем, как известно, на всякого мудреца кровавой простоты хватает. Здесь не мешало бы вспомнить, что фильм изначально не тянулся за звездами и престижными наградами. Это скорее напоминание, не очень-то нужное, что жанр существует и дело Крейвена и прочих энтузиастов живет. Мы как бы видим, что живет. Но за последнее время напрочь разучились смотреть подобное кино отвлеченно. Это как с Тарантино: ждем- ждем от него каких-то откровений в духе «Криминального чтива», а чистый абсурдный боевик в его исполнении, морщась, отбрасываем в сторону. Не вспоминая о том, что никаких откровений не было, а так. Просто фильм человеку удался. А ведь покажи эти самые «Холмы-2» неискушенному зрителю разряда девяностых, да в видеосалоне, да в восторженной тишине — шедевром бы показалось. Драйв в наличии, кровушки тоже много (это при том, что готов съесть собственную шляпу, если в ближайшее время на DVD не выйдет режиссерская версия, в которой вообще ведерко переполнится), да и все эти крики вроде «где наши веревки» рядом не валялись с приключениями Рэмбо.

Ширпотреб, знаете ли, в российских рамках приобретает обособленный статус — вроде ерунда, а смотреть интересно. Подведем итог: получили что хотели и даже более того — что заслужили. Незачем заставлять создателей подобных хорроров проникаться умной литературой или косить под Дэвида Линча. Все имеет свой срок и свою аудиторию — так вот он, неплохой ужастик, под названием «У холмов есть глаза-2», и в того, кто скажет, что это низкопотребное кино, я камнями кидаться не стал бы. Потому что на самом деле это вне вкусов и вне дискуссий — нечто вроде стихии. Такое кино.

Возрастная категория материалов: 18+