Розовые стены и полы, ковры, аквариум и обилие комнатных цветов в коридоре. Когда попадаешь сюда, поначалу даже не верится, что это школа, тем более сельская. Уникальность этой школы - в личности директора и том укладе, который директору удалось сформировать с помощью своего коллектива, при поддержке родителей и, конечно же, ребят. Для директора Лидии Николаевны Соловьевой, заслуженного учителя РФ, андреевская девятилетка - это ее жизнь, ее семья. Сегодня мы публикуем монологи-размышления Лидии Соловьевой, записанные корреспондентом «АП». Прокурорский пиджак За все 15 лет среди выпускников нашей школы нет осужденных и судимых. Был такой этап в моей биографии - приш-лось три года проработать в колонии в Среднебелой. А потом восемь лет работала в Чалганах Магдагачинского района и обучала детей условно осужденных родителей. Поэтому мне участь обиженных судьбой детей знакома. Я веду журнал работы с трудными подростками. У нас есть свой совет, есть свои следователи - ребята в классах. А я у них прокурор. У меня даже синий пиджак с погонами висит в кабинете - на «процессы» я его надеваю. Какие-то мелкие ЧП местного масштаба или типичные ситуации мы разбираем в виде игры. Но ребята-следователи при этом следят за порядком в классах, за поведением одноклассников, чтобы меньше курящих было, чтобы никто не сквернословил, не пакостил. У нас в учительской на видном месте крупными буквами список детей, к которым педагоги должны быть особо внимательны. И дети об этом знают - что они под пристальным вниманием, они меньше расслабляются. Когда я на работе, мой кабинет всегда открыт. Даже если меня там нет. Смело оставляю там сумку, деньги - доверяю ученикам. Были казусы, когда что-то пропадало. Но пропажа тут же находилась - я обходила классы и по глазам узнавала, кто взял. И совершивший проступок ребенок возвращал украденное. Опыт общения с осужденными здесь очень пригодился. Провинившийся будет прятать глаза, нервничать, отпираться - его по поведению опытным взглядом вычислить не сложно. А потом надо доходчиво объяснить, куда его заведет такое поведение. В Москве на семинаре я выступала перед директорами российских школ, делилась опытом по работе с семьей и трудными подростками. Наш опыт обобщен в области, методичка о нашей работе есть в каждом районе. Учителя у нас нежадные У нас коллектив для сельской школы нормальный - 65 школьников и 13 педагогов. Работают учителя с высшей категорией, некоторые приезжают сюда на работу из Ивановки. Математик Людмила Лебедева, кстати, принимала в прошлом году участие в областном «Учителе года» и вошла в тройку призеров. Учителя собрались у нас какие-то нежадные. Ребята готовили к конкурсу театрализованно-спортивное представление. Думали, в какую форму их одеть. Родителям купить ее не по силам. Учителя посовещались, сложились по 300 рублей и купили детям форму. Это же честь школы, а в ее под-тверждении учителя заинтересованы. Учительская невелика зарплата, но сердца у них отзывчивые. Мат району Единственный человек в школе, который в шахматы не играет, - это я. Со второго класса у нас на полном серьезе преподаются шахматы. Мы чемпионы по этому виду спорта в районе, ни одного года никому первенства не уступили. У меня дети есть коррекционной программы - трое, так они чемпионы района по шахматам. Писать толком не умеют, читают по слогам, а в шахматы обыгрывают всех. Сама поражаюсь - и наука ничего не объясняет. На переменах они на коврах лежат (у нас же ковры везде) и в шахматы играют. Купание в школе Нашей школе - 15 лет. Раньше ее не бы-ло - детей возили на учебу в соседнее село Правовосточное. Там я работала директором школы, одновременно была депутатом райсовета. И вместе с главой сельской администрации мы поехали к Анатолию Белоногову (он тогда был губернатором) и добились, чтобы открыли свою школу в Андреевке. Это огромный плюс, когда дети учатся в своем селе. У меня до сих пор сердце кровью обливается, когда вспоминаю, как дети в любую погоду ждали на улице автобус, чтобы поехать в школу. После уроков им не до секций и кружков - обратно в автобус и домой. А вечная проблема вернуться под отчий кров после общешкольного вечера или если вдруг на автобус опоздал? Тогда только пешком или на попутках. Зато сейчас для наших детей школа - как дом. Они здесь с утра до вечера - то на кружках и секциях, то у них самодеятельность, репетиции. Спортивный зал у нас открывается в 7.30 и закрывается поздно вечером. Это я точно знаю, потому что физрук - мой муж, вместе приходим и уходим. В новой школе мы четыре года. Началось ее строительство при Белоногове, а достраивал уже Коротков. Когда он приехал на приемку школы месяца за два до сдачи, дел там еще было невпроворот. Леонид Викторович все посмотрел и спрашивает: «Где вы будете учиться, если не успеют сдать?» В ответ я показала ему старую школу. Там очень плохие полы были, и мы закрыли их ковровыми дорожками. Чистоту поддерживали, как дома. Коротков снял обувь и прошелся по классам. Осмотрев все, похлопал меня по плечу и сказал: «Если бы я у вас раньше побывал, не видать вам новой школы как своих ушей, у нас дети в гораздо худших условиях учатся». Конечно, чистота у нас там была идеальная, но ни столовой, ни спортзала. Я очень благодарна и Белоногову, и Короткову - даже не думала, что в то сложное время можно взять и построить школу. Мы ребят купаем прямо в школе - у нас есть душевые, горячая вода. Больше нигде в нашем селе таких условий нет. Верить не бумажкам, а своим глазам В нацпроекте год назад участвовали - подавали заявку на миллион. Но не получили. Считаю, что условия для 9-летней и средней школ должны быть разные. Учитывается, например, количество медалистов. А у нас откуда медали? В этом году посмотрели итоги - оказалось, начальная школа миллион выиграла. А мы даже документов подавать не стали, думали, что у нас из-за статуса шансов нет. Если бы получили миллион, я бы добавила компьютеров в школу. Интернет нам провели, а компьютеры староваты. И еще приобрели бы тренажеры для спортивного зала. Они же дорогие, самим не купить. Я за то, чтобы конкурсная комиссия, присуждающая президентские миллионы, хотя бы день-два поработала в школе и оценила ее не по бумажкам. Накатать можно что угодно - сейчас литературы, в том числе и по управлению школой, очень много. Но что на самом деле - надо своими глазами видеть. Потому что мы — семья Дети у нас очень любят линейки-собрания, которые проходят каждый месяц. Это не та линейка, где прорабатывают двоечников на глазах у всей школы. Наоборот, мы о плохом не говорим. Подводим итоги месяца, награждаем ребят и поздравляем именинников - хором. Независимо от того, кто это - ребенок, педагог, уборщица. Детям дарим шоколадки. Их покупают родители, но если они не могут (у нас 18 детей из многодетных семей, есть и неблагополучные), то это делают учителя, или могу сама. Праздники мы отмечаем по-домашнему. «Новый год всей семьей» стал традицией. Дружно лепим пельмени все - от мала до велика. Когда все вместе, всей школой, садимся за стол, это сближает. Еще одна традиция - выезды на турбазу и походы. Я лично детей вожу. Уходим на трое-четверо суток на Зею. Спим в палатках, готовим на костре. У нас некоторые ребята, чтобы их взяли в поход, стараются бросить курить, потому что знают - в походе я это запрещаю. Да и вообще не приветствую. Люблю Макаренко и придерживаюсь его педагогики. У нас даже первоклассники имеют свой участок ответственности: дети в школе переобуваются (у нас же ковры и розовый пол!), и самые маленькие следят за тем, чтобы обувь была расставлена аккуратно. Так как у нас село отдаленное, ресторанов нет, а приучать детей к культуре поведения надо, 7 - 9-е классы дважды вывозили в Ивановку в кафе. Им там подготовили программу, ребята и за столами красиво посидели, и натанцевались. Главное, чтобы они не чувствовали себя обделенными. Понимаете, в школе дети должны получить даже больше, чем в семье. У нас село, где есть безработица, где социальный статус большинства населения низок. Некоторым семьям своим детям и дать-то нечего. Если школа этот пробел не восполнит, тогда кто?

Возрастная категория материалов: 18+