Неудивительно, что человек на всякий новострой смотрит в известном смысле эстетски и потребительски, он хочет видеть красоту, а не дыры, зияющие в покосившейся изгороди. Поэтому на усадьбу с убогой изгородью он смотрит с некоторой досадой: мол, в основной «объект» — в дом — человек ввалил огромные деньги, а на забор его уже не хватило — сдулся. Сегодня масса строительных материалов, и воистину огромные возможности для творца. С другой стороны, желания частного застройщика не всегда смыкаются с его возможностями. Но в какую сумму может вылиться строительство забора?

Кирпич

Забор из кирпича — это солидно и красиво. Но тут есть свои «но». Местная элита возводит заборы из дорогого красного кирпича, привезенного с Урала, из Сибири или из центра России. Цена одного такого керамического бруска — от 16 рублей. То есть погонный метр готового забора из красного кирпича обойдется примерно в 1,5 тысячи рублей. Следует учесть, что кирпич кладется не на землю — он опирается на армированный фундамент. Причем перед заливкой фундамента обычно в грунте делают полутора-двухметровые «бурки» диаметром в 30–40 сантиметров, для которых изготавливается армированный каркас и тоже заливается бетоном. Причем оба каркаса перевязываются таким образом, чтобы в итоге они составляли единое целое. Если на фундаменте сэкономишь, наверняка кирпичную кладку начнет рвать уже после первой зимы.

Еврозабор

Сборные изгороди из бетона все чаще можно увидеть в городах и весях Приамурья, особенно в Благовещенске. Согласитесь, симпатичные заборы. И, как оказалось, не слишком дорогие. Монолитные материалы изготавливают в нашей области несколько небольших частных предприятий. Понятно, что монтаж еврозабора лучше всего проводить в теплое время года. Собственно, поэтому сейчас большого запаса монолитных конструкций на складах нет. В ЧП, куда я обратился, мне предложили приобрести 30 погонных метров еврозабора по 2200 за два погонных метра (4 кв. м). Больше у них в наличии не было. Такой двухметровый фрагмент забора состоит из четырех армированных бетонных секций, двух опор, двух «стаканов». За установку «фрагмента» с вас возьмут еще 1 тысячу рублей. «Но это только сегодня. Через месяц цены будут другими», — пугал меня руководитель ЧП.

«Профиль»

Понятно, что застройщик принужден выбирать между «дорого» и «красиво». Поэтому все чаще в пригородной зоне можно увидеть забор из кирпича на монолитном фундаменте, где между кирпичными столбами закреплен профильный настил. Выбор профнастила сейчас огромен. Частично из привезенного (зачастую китайского) металла его вальцуют и красят в Благовещенске, и этот материал относительно дешев. Погонный метр такого двухметрового забора обойдется вам в тысячу рублей.

Словом, вариантов много. А банальный «глухой» деревянный забор уже давно перестал быть мечтой индивидуального застройщика. Да и пиловочник нынче недешев. В феврале среднеобластная цена на пиломатериалы замерла на рубеже в 5 тысяч рублей, и это далеко не предел.

Обещают ценовые скачки

Как рассказал корреспонденту «АП» руководитель крупнейшей благовещенской сбытовой организации строительных материалов, большого взлета цен не ожидается. Но все будет зависеть от аппетита транспортников. Ведь, как обычно, с 1 января железнодорожники поднимают тариф на 12–15%. «Дорога» теперь не отчитывается ни перед кем, причем работает, как говорится, втемную. Может доставить груз за два месяца, а может обернуться и за пять дней за одни и те же деньги. В этих условиях торговая сеть всеми силами стремится удержать покупателя и не взвинчивать цену, а поднимать ее мелкими шажками, чтобы и самим выжить, и покупатель от фирмы не отвернулся.

Но жизнь берет свое. Поставщики металла с 1 января уже наценили свой товар. С 1 февраля произошла новая наценка. С 1 марта ожидается еще одна. А чуть позднее — еще. После чего, как ожидается, цена «замрет». То есть больших наценок на поставляемую продукцию — после зимне-весеннего избиения — уже не будет. Имейте в виду, что каждая наценка — плюс 10–12% к сложившемуся уровню цены. Цемент пока не подорожал, но повышен ж.-д. тариф, и потому именно на эту величину стал дороже основной строительный материал. ДВП производители отправляют в основном в центр России, на восток поставки сокращены в разы, можно сказать, они регламентированы (т. е. лимитированы, как в советское время). А то, что отправляется нам, дорожает с каждой новой поставкой.

То же можно сказать и по шиферу. Его обычно наценивают параллельно с ростом цены на цемент. Кирпич керамический вздорожал в пределах роста транспортного тарифа. Стекло тоже дорожает. Как тут не вспомнить добрым словом Райчихинский стекольный завод или швейную фабрику, обеспечивавшую нужды области в специальной рабочей одежде, одеялах, матрасах. А чтобы привезти товар из Москвы ж.-д. транспортом, за доставку придется заплатить от 120 до 180 тысяч рублей за каждый вагон. Приамурье по-прежнему зависит от поставок извне.

Возрастная категория материалов: 18+