В большей степени пострадали ветераны БАМа  жители аварийных бараков. Это выяснилось спустя четыре года после начала строительства многоэтажки. Почему все эти годы о тындинцах, которые должны были переехать в благоустроенные квартиры, молчали и стоит ли теперь им ждать новоселья, выяснял наш корреспондент. Изначальная афера В 2005 году для Тынды возобновление строительства жилья после нескольких лет затишья стало событием. Интервью в газетах, прямые эфиры на телевидении, встречи с горожанами говорили о том, что в город пришла солидная компания, которая за полтора года построит 40-квартирный жилой дом и приступит к сооружению новых зданий.

Однако проблемы с многострадальным домом по улице Октябрьской начались еще, когда на стройке не было ни одного рабочего. касались они распределения денег. В 2005 году в Тынду поступило 22 миллиона рублей из федерального бюджета на переселение из ветхого и аварийного жилья, на эти же цели из областной казны было выделено 3 миллиона рублей. Администрация города решила направить эти средства на достройку брошенного в начале 90-х годов дома по улице Октябрьской, 22, а в качестве застройщика было выбрано Амурское региональное отделение Союза МЖК России. В апреле 2005 года был подписан трехсторонний договор между федеральным агентством по строительству и ЖКХ, администрацией Амурской области и Благовещенской городской общественной организацией АРО Союза МЖК России. Сметная стоимость объекта была определена в размере 43 миллионов 814 тысяч рублей. Представители МЖК решили оставшиеся почти 19 миллионов рублей получить от молодых семей в виде государственных субсидий и собственных взносов за будущие квартиры. За короткое время практически все деньги на достройку объекта были собраны. Однако после этого АРО МЖК России посчитало, что на окончание строительства нужно еще почти 20 миллионов рублей, и увеличило сметную стоимость до 62 миллионов.

— С самого начала эта стройка была обречена на провал. После анализа всех документов и сопоставления цифр можно смело говорить, что это афера, за которой скрывалось желание получить федеральные деньги, — уверен Геннадий Столбовский, заместитель мэра Тынды по строительству. — На разных этапах стоимость одного квадратного метра возрастала более чем в шесть раз — с 19 тысяч до 132 тысяч рублей.

Новые сроки

Все эти годы строительство шло черепашьими шагами и то только после многочисленных обращений молодых семей в разные инстанции. Застройщик постоянно ссылался на нехватку рабочих и средств, хотя деньги в полном объеме были вовремя перечислены МЖК. Как удалось выяснить «АП», десятки миллионов рублей АРО МЖК России проводило через ООО «Гранд ДВ» в Хабаровске, заключая договоры подряда. Полученные средства «Гранд ДВ» снова переводило в АРО МЖК России. Во время каждой операции взимались солидные комиссионные.

— Это нормальный процесс, когда заказчик заключает договоры с подрядной организацией. Причина задержки сдачи объектов не в этом: началась публикация негативных материалов, в том числе и в вашей газете о нашей компании, банки отказывались с нами работать, мы не могли взять кредиты, перестали поступать федеральные деньги, — объяснил «АП» «истинные» причины срывов Игорь Ермолаев, руководитель АРО Союза МЖК России. — Сегодня ситуация нормализовалась, мы взяли солидный кредит и за счет этих средств намерены достроить вторую секцию этого дома и приступить к новому объекту в Тынде. В сентябре мы должны полностью сдать дом в эксплуатацию.

На запах денег

Подобные обещания Игорь Ермолаев дает молодым семьям, заключившим с ним договоры, а также корреспондентам уже два года. Но, кроме твердых заверений, больше руководитель АРО Союза МЖК России ничего пока сделать не может. В это же время риелторы говорят, насколько неэффективно были использованы государственные деньги, выделенные на переселение из бараков. В 2005 году на 25 миллионов рублей в Тынде на вторичном рынке жилья можно было приобрести около 40 одно-, двух- и трехкомнатных квартир. То есть еще три года назад 40 семей, живущих десятилетиями в гнилых бараках, могли справить новоселье. Сегодня на эти деньги с трудом купишь даже 15 квартир. Да и покупать сейчас их уже не на что: деньги давно уже ушли компании Ермолаева и его подрядчикам.

— Сегодня нет ни денег, ни квартир. Если молодых семей мы вселили (хотя и здесь масса проблем: люди на руках не имеют никаких правоустанавливающих документов), то с жителями времянки ситуация на сегодняшний день пока тупиковая. Мы вышли с предложением передать недостроенный подъезд администрации города и возвратить примерно 10 миллионов на до его достройку, но пока никакой реакции со стороны МЖК нет, — продолжает Геннадий Столбовский. — Сейчас возникает новая проблема.

Игорь Ермолаев купил еще один брошенный многоквартирный дом по улице Депутатской. После истории с домом по Октябрьской то же самое может повториться и здесь. Сегодня на строительной площадке по улице Октябрьской, 22 — тишина. Между тем тысячи горожан из бараков ждут своей очереди на переселение в капитальное жилье. Вся эта история полностью опровергает доводы местной власти об отсутствии денег для строительства жилья. На самом деле проблема не в том, как получить деньги, главное — проконтролировать, на что расходуются выделенные средства. Поэтому не факт, что, если государство даст внушительную сумму для переселения ветеранов БАМа, строители магистрали смогут справить новоселье. Запах денег тут же почувствуют фирмы наподобие компании небезызвестного строителя Игоря Ермолаева, а схема дальнейших действий уже апробирована. Тында.

Возрастная категория материалов: 18+