Есть технологии по переработке листвы с использованием красных калифорнийских червей. Разработкой ихЕсть технологии по переработке листвы с использованием красных калифорнийских червей. Разработкой их

Благовещенцы, в отличие от своих столичных собратьев, уже неделю как «зачищают» улицы и дворы в рамках акции «Чистый город». За это время горожане собрали уже 1636 кубометров мусора и листьев. Последние сжигать запрещено, поэтому их попросту закапывают на свалке. Почему москвичам любы-дороги опавшие листья в их дворах, а благовещенцам они мешают, выяснял корреспондент АП.

Москва постановлениям не верит

В Москве с этого года постановлением правительства города запрещено убирать палую листву «на газонах, в том числе лесопарков, парков, скверов, бульваров». Если верить сообщениям столичных СМИ, местные обслуживающие компании не спешат исполнять эту директиву. Сердобольные жители города, заметив, что из их дворов начисто «выскребают» листву, начали борьбу с дворниками. Они уверены, что такие действия принесут вред почве, которую и так сложно назвать плодородной. Амурские экологи считают, что оставлять листья на городских газонах — неряшливо, и удивляются — «ради чего москвичи «воюют», ведь у них давно действует система переработки листьев в перегной прямо во дворах».

— Листья с городских газонов, я считаю, нужно убирать. Иначе, представьте, во что превратятся улицы. Оставлять их можно в лесопарках, а такой у нас в городе один — Первомайский, — там они никому не мешают, — делится мнением доцент кафедры экологии и охраны природы ДальГАУ Анна Козлова. — В то же время сжигать листья, собранные в городе, нельзя — за время роста они накапливают тяжелые металлы, свинец, соединения серы. От сжигания образуется пыль и сажа, выделяются токсины. У нас давно действует закон о запрете сжигания палой листвы. В идеале она должна перерабатываться и в виде органического удобрения — перегноя — возвращаться в почву.

По словам Анны Борисовны, оставлять листву в городе не только некрасиво, но и нецелесообразно. В природе она полностью перегнивает за два-три года, а в городских условиях этот процесс замедлится. Его скорость зависит от микробиологической активности почвы и наличия в ней дождевых червей, которых в загрязненной городской земле крайне мало. А зимой все процессы и вовсе тормозятся, поэтому весной неубранные листья проглянут из-под тающего снега.

«Перевариваем» листву

Выход экологи видят в переработке листвы. В Москве давно прямо во дворах устраивают компостные ямы. Они выглядят как небольшие домики с решетчатой оградой вместо стен — это делается для того, чтобы воздух свободно циркулировал. Туда складывают траву и листья и регулярно поливают специальным раствором, содержащим бактерии. Благодаря микроорганизмам листва за два-три месяца «переваривается» в гумус, который потом добавляют в почву.

Кроме этого, есть технологии по переработке листвы с использованием красных калифорнийских червей. Разработкой их занимаются в том числе и в институте агрономии и экологии ДальГАУ.

— Эта технология называется вермокультура, — объясняет Анна Козлова. — Она давно используется по всему миру. Сложность в том, что у нас эти черви не зимуют — слишком холодно для них. Поэтому в холода их нужно извлекать и устраивать на «зимовку». Но это решаемая проблема — были бы деньги. Проще закопать листву или сжечь ее, чем вкладываться в ее переработку. У нас в регионе, насколько мне известно, этим никто не занимается.

На субботник становись

В Благовещенске собранную на улицах «золотую» листву перерабатывать некому, поэтому ее закапывают в землю вместе с мусором. Сейчас в областном центре продолжается акция «Чистый город». На этот раз в ней участвуют около 120 общественных организаций, предприятий и учреждений. Инвентарь для них предоставляет либо ГСТК, либо управляющие компании ЖКХ. По последним данным, на городскую свалку вывезли уже более 205 машин мусора и листьев. Отдельно, помимо акции, ГСТК уборкой листвы не занимается, но в ходе «Чистого города» организует вывоз отходов.

На эту субботу намечен традиционный субботник у сотрудников городской администрации Благовещенска, депутатов и специалистов аппарата гордумы. Обычно они берут на себя либо участок на набережной Амура, либо часть Первомайского парка. В этот же день запланирован субботник и для 400 работников благовещенской управляющей компании «Евросервис».

— Все как один выйдут на уборку, а кто не выйдет — может сразу идти на биржу труда, — отрезает директор управляющей компании Антон Таран. — Сами участвуют в уборке придомовых территорий лишь около одного процента жителей. Причем обычно это люди из спальных районов — хлопкопрядильной фабрики, спичфабрики, поселка Аэропорт. В центре города на субботник выходят единицы. Есть у нас такое понятие, как «мертвые дворы», — там люди совсем неактивны. Это примерно около 37 домов, то есть 10 процентов от всех обслуживаемых нами. Там и будем убираться своими силами. Мы вывозим листву и мусор на свалку. Было бы лучше, если бы они давали листьям перегнить и нам бы возвращали в качестве удобрения. Но для этого надо отходы сортировать, а этим там никто заниматься не хочет.

Мнение

Евгений Пасканный

Председатель комитета по вопросам молодежи и детства думы Благовещенска:

— В грядущем субботнике я планирую поучаствовать, и думаю, что на уборку

выйдут все депутаты. Конечно, я не аграрий, но считаю, что оставлять листву на улицах города нет смысла. В лесу для того, чтобы она превратилась в перегной, нужна пара лет. Ясно, что за один период в городе она не сгниет. Тем более что у нас ветреная осень — листья раздувает, и они лежат на тротуарах, на проезжей части, на газонах, поэтому пользы от них нет. Не исключаю того, что в Москве развита переработка листвы, но там один день полива дорог обходится бюджету в шесть миллионов рублей, а у нас весь бюджет — это два миллиарда рублей. Они могут себе это позволить, а нам пока до этого далеко.

Возрастная категория материалов: 18+