Директор сам ходит за продуктами – посмотреть на работу персонала, послушать, что думают о магазине.Директор сам ходит за продуктами – посмотреть на работу персонала, послушать, что думают о магазине.

— Игорь Иванович, покупатели уже активизировались перед Новым годом?

— Обычно числа с 12—14-го начинается активность. Люди думают так: «пойдем в кэшку, закупимся пораньше, пока они там, хитрые, не успели поднять цену». Они же не понимают, что мы все, что надо к Новому году, закупили в августе. Чтобы стабилизировать цены, а не идти вслед за поставщиками — в любом случае многие оптовики цены поднимают в ноябре — декабре.

— Как планируются поставки на праздники?

— У сотрудников коммерческого отдела есть календарь праздников. По нему они и живут. Для них все праздники наступают раньше. Например, перед Днем учителя в пять-восемь раз вырастают продажи конфет, шампанского и кофе — его любят учителям покупать. Мы готовимся недели за три, за месяц уже что-то подвозим.

— Какой средний покупательский чек в торговой сети? Сильно Благовещенск по покупательской способности отличается от того же Хабаровска?

— Средний чек — военная тайна. Но, думаю, меня не посадят, если разглашу. У нас средний чек в крупных магазинах, таких как на Мухина, Кантемирова, в обычный день — 550—600 рублей. Сюда в день заходит по три-четыре тысячи человек. Есть магазины, где средний чек 300—400 рублей. В Хабаровске — от 600 и выше. Мы время от времени шпионскими играми занимаемся — покупателей подсылаем. Все делаем, как нормальная советская разведка. Я сам служил в военно-морском флоте, но родственники у меня как раз в разведке служили.

— Сколько благовещенцы в среднем тратят на новогодний стол?

— Обычный чек в будние дни — 500 рублей на семью, а на Новый год столько же, но на одного человека — потому что мы традиционно объедаемся на праздники.

— Что чаще всего оказывается в корзинке покупателя в декабре?

— Помимо шампанского, это, конечно, мандарины. Что удивительно, среди хитов продаж — молоко БМК 2,5 процента жирности. Наверное, хозяйки толченку делают. Или еще версия: может, люди его пьют первого января — желудок лечат. Мартини «Бьянко» — любимый напиток русских женщин. У меня дочери 21 год — активистка, отличница, ничего не пьет, но на праздники наливает себе немножко мартини. Я вообще не понимаю его вкус в принципе. Я люблю редко и в ограниченных количествах хорошее пиво — обычно чешское или японское Асахи. На Новый год выпью пару рюмочек виски какого-нибудь сорокалетнего и бокальчик пива — и буду доволен.

Кроме этого, в топе продаж сыры — «Российский» и «Маасдам». У меня сын, младший в семье, ест только российский, хотя это мягкий сорт сыра, и он самый дешевый. Говорит: «Чего вы возмущаетесь, я вам бюджет экономлю». А дочь, наоборот, только маасдам. Из конфет — лидер «Рафаэлло». Это уже наши, российские, конфеты, я считаю. Когда они только появились, их весь народ возлюбил. Очень много рекламы было: на свидание идешь — цветы не надо, надо «Рафаэлло» брать. С тех пор их больше, чем все остальные берут.

— На сколько в предпраздничные дни увеличивается число посетителей ваших магазинов?

— В декабре по будням уже процентов на 20 больше покупателей. А на выходных — в три-четыре раза. К тому же в этом году 30—31 декабря — выходные дни. Всегда самый топовый день — 30 декабря. Не ходите в магазины 30 декабря. Там ничего хорошего не будет — вы можете многое не купить. Мы с 29 декабря выводим всех сотрудников на двойные смены, и все равно люди не успевают товар вынести и поставить на полку — народ идет сплошной массой. Лучше закупаться хотя бы за недельку до Нового года.

— У вас магазины пока только в Благовещенске, не хотите расширить сеть за счет других городов области?

— У нас было два дискаунтера в Белогорске. Мы позанимались ими год — как-то тяжело шло. И я подумал: лучше никак, чем как-нибудь. Главная причина — вечные проблемы с персоналом. Были ситуации, когда начальник службы безопасности убегает, и мы его ищем неделю. В итоге в Хабаровске вылавливаем — руки-то у нас длинные. Мы пришли к тому, что руководители ездили каждое утро из Благовещенска. В итоге решили, что не будем продолжать.

Сейчас в компании больше 1600 человек. Недавно наш губернатор высказывался — давайте мужикам не будем платить пособие по безработице. Я «за» и даже более категоричен: давайте сажать в тюрьму тех, кто не работает. Это ужас какой-то. Тысячи людей состоят на учете в центре занятости. Эти люди к нам приходят — отдел кадров полдня на них работает. Они приходят и говорят: отметьте, что мы вам не подошли. Как не подошли? У нас 260 вакансий. Идите к нам работать. И зарплата нормальная. Требуются все — продавцы-кассиры, охранники, мерчандайзеры. Про кладовщиков и грузчиков я даже говорить боюсь — это что-то святое. У нас по ним никогда не было полного штата. У нас грузчики, которые работают не один год, — таких немного, но они есть, получают значительно больше бухгалтерии и товароведов. Не хотят люди идти работать. Это кинофильм какой-то: май, солнышко — увольняются люди. Что такое? — Да на Зее будем загорать.

— Вырос ли уровень благосостояния благовещенцев за последние годы? Как-то изменился менталитет покупательский?

— Растет уровень благосостояния в Благовещенске. Даже на примере нашей компании — у нас средняя зарплата 26 тысяч рублей на руки. А менталитет почти не изменился. Вот у нас хлеб в пакетиках. Подойдет человек, хлеб вытащит и мнет. А потом кто-то придет, купит эту булку и будет есть. Недавно читал на одном форуме, как народ возмущается: фрукты на подложке в жизни не будем покупать, только на развес! Хорошо — вот они все навалены: яблочки, груши, их тыкают, трогают, на них остаются вмятины, пятна. Но ведь через два часа придет такой же покупатель и увидит вот это. Мы убираем с прилавков, что-то поставщикам возвращаем. Ежемесячно мы выкидываем товара на 900 тысяч рублей. Собачки у нас все кушают — на питомниках пристраиваем. Часть товара уничтожается, чтобы на полку опять не попал.

— Вы сами покупаете продукты к новогоднему столу?

— Обычно я сам хожу за продуктами. Покупаю в разных магазинах сети. Постоишь в очереди, послушаешь людей — это и для работы полезно. Ты сам понимаешь изнутри, каково покупателям в твоем магазине, — а по-другому никак. 31 декабря я полдня точно проведу в магазинах, но покупать уже ничего не буду. Если чего не хватит — супруга довезет. Она командует супермаркетом «Амурский» и целый день там будет.

— Что вы традиционно готовите на Новый год? Подарки родным уже купили?

— Пока только новогодние костюмы купил. Мы за столом собираемся обязательно в новогодних костюмах. И гости приходят только в костюмах — без них никого не пускаем. Пока дети маленькие были, я все Дедом Морозом наряжался. А сейчас младшему уже 16 лет. Могут подумать про папу что-нибудь невеселое, если в наряде приду.

На столе у нас в этом году гусь будет. Уже купили, кстати, в «Кэш-энд-Кэрри». Больше всего на свете люблю баранину и гуся. Мясо я всегда готовлю сам. С работы убегу на два часа — замариную. А потом в духовку на полтора часа — и готово. Из салатов у нас всегда оливье с мясом. Сын каждый год его просит и ест ложками. Ну и селедка под шубой — без этого никак.

— Ощущение праздника из-за рабочей суматохи не пропадает?

— Оно у меня появится, когда я сяду за стол в 11 вечера и подумаю: наконец-то этот декабрь закончился. Для продуктового бизнеса декабрь — это сумасшедший дом.

90 тысяч рублей — официальная зарплата директора сети «Кэш-энд-Кэрри».