На север Приамурья уже заехали группы геологов и геодезистов из Челябинска и Казани, они начинают проводить проектно-изыскательские работы на участке Тында — Хани для строительства вторых путей БАМа и новых разъездов. Вторую ветку проложат на перегонах Разъезд 1945 — Олекма, Чильчи — Ункур, Кувыкта — Кутыкан, Талума —Юктали, также в планах строительство двухпутных вставок на перегонах Юктали — Тас-Юрях и Курьян — Тында.

За три года предполагается уложить более ста километров вторых путей на участке Тында — Хани. Параллельно на западном полигоне планируется возведение одиннадцати новых разъездов.

Первоочередные мероприятия по развитию инфраструктуры Северного широтного хода рассчитаны на три года — до 2016-го. Объем инвестиций, выделяемый на этот участок БАМа в границах Амурской области, составит более 30 миллиардов рублей. Таким образом, каждый месяц в развитие железной дороги будет вкладываться почти миллиард рублей. По своим масштабам это будет самый крупный инфраструктурный проект РЖД на территории Приамурья.

— Развитие зоны БАМа — один из приоритетов ОАО «РЖД». Эта тема давно и активно продвигается компанией в государственных структурах и бизнес-сообществе, наши инициативы поддерживают в федеральном депутатском корпусе. Необходимы конкретные поступательные действия в развитии как самой магистрали, так и прилегающих территорий. И если в 90-е годы прошлого века проблемой БАМа была его недозагруженность, то сейчас магистраль все чаще становится «узким местом» на пути продвижения грузов, — подчеркнул президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин на совещании по развитию Байкало-Амурской магистрали. — Перспективы развития грузоперевозок в Восточном полигоне страны предполагают более интенсивные темпы роста, чем в целом по сети железных дорог, в особенности — в полигоне тяготения Байкало-Амурской магистрали. Так, если общий рост грузооборота железнодорожного транспорта прогнозируется к 2020 году на уровне около 40 процентов, то на БАМе предполагается его увеличение более чем в 2,5 раза. Поэтому для обеспечения пропуска такого грузопотока потребуется строительство дополнительной железнодорожной инфраструктуры. Важно отметить, что этот регион в силу сложившихся природно-географических и экономических условий на протяжении многих десятилетий развивался при активном участии и финансовой поддержке государства.

Правительство России согласилось с доводами железнодорожников и выделило на развитие Транссиба и БАМа 260 миллиардов рублей. Эти деньги пойдут не только на строительство вторых путей, но и модернизацию уже действующей инфраструктуры.

Если на западном участке БАМа пока работают проектировщики, то на Малом БАМе уже начались строительные работы. На 29-м километре участка Бамовская — Тында между станциями Штурм и Муртыгит началось строительство нового разъезда. Сегодня этот участок, соединяющий Северный широтный ход и Транссибирскую магистраль, наиболее загружен в Тындинском регионе. По нему перевозят уголь с Нерюнгринского разреза, железную руду с Олекминского месторождения. Новый разъезд позволит увеличить количество пропускаемых поездов на этой грузонапряженной линии. В ноябре на место будущего объекта начали заезжать механизаторы. Строить разъезд будет МК-74, которая ровно 40 лет назад, в 1973 году, отсыпала здесь земляное полотно под Малый БАМ. Строителям предстоит отсыпать основание под три новых пути. Проектом предусмотрено 7 стрелочных переводов, модульное здание поста электрической централизации. Новый разъезд будет отвечать современным требованиям, длина приемоотправочных путей будет по 1050 метров каждый, вместимостью не менее 71 условного вагона, что позволит принимать длинносоставные поезда.

Разъезд на перегоне Штурм — Муртыгит возводят в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД». Символично, что разделительный пункт назовут в честь начальника «ГлавБАМстроя» — заместителя министра транспортного строительства СССР Константина Мохортова, который внес значительный вклад в строительство Байкало-Амурской магистрали. В 2014 году уже запланирована сдача разъезда на 2107-м километре БАМа на линии Тында — Хани. Железнодорожники предложили увековечить имена Александра Побожия или Григория Федосеева — известных изыскателей — и дать их новым разъездам. Александр Побожий проектировал немало железнодорожных линий. В 1942 году он проводил изыскательские работы по строительству рокадной дороги Сталинград — Саратов. С 1969 года вел проект по Восточному полигону Байкало-Амурской магистрали. Не менее насыщенная судьба у Григория Федосеева. Инженер долгое время руководил топографическими работами в Сибири и на Дальнем Востоке, он обследовал территорию и на будущих участках БАМа. При этом и Побожий, и Федосеев — талантливые писатели. Оставили после себя немало художественных книг и очерков.

Строительство разъездов — это первый этап возведения вторых путей. Следующим этапом станет соединение разделительных пунктов, после чего железная дорога на определенных перегонах будет иметь сплошной двойной путь. Второй путь дает значительное увеличение пропускной способности железнодорожных линий, что особенно актуально при возрастающем объеме перевозок по Байкало-Амурской магистрали.