— В исследовании мы использовали скелетные останки, которые обнаружил археолог Валерий Сухих в 70‑х годах прошлого века на территории Албазинского острога и которые долгое время хранились в Новосибирске, — рассказал Денис Пежемский. — Работа была очень непростой, зачастую приходилось быть не только антропологом, но и детективом. Один из черепов мы полностью реконструировали по уникальной методике Герасимова.

Как пуля оказалась в голове албазинца

Посмотреть в лицо первому амурчанину, который поселился в главном корпусе АмГУ, теперь смогут все желающие.

— С весны 2013 года начал распаковывать материал из Новосибирска, — рассказал о своей работе Денис Пежемский. — С трепетом открывал каждую коробку — искал целые черепа, но первое, что обнаружил, — плохую сохранность костей. Понял, что не все удастся отреставрировать. Сохранность скелетов настолько плоха, что даже если удалось определить пол индивида, но не смогли узнать его возраст. Следующий этап — договариваться с рентгенолабораторией, чтобы по структуре костного вещества понять, какого возраста был человек.

В какой‑то момент удача улыбнулась ученому. В одной из коробок нашелся целый череп.

— Череп с места раскопок взяли вместе с грунтом. За время, пока он хранился, земля стала больше напоминать цемент. Микромолоточком пытался очистить череп, но этой процедуры он не выдержал и распался, к счастью, не на очень большое количество частей. Их удалось склеить.

В 17‑м веке русские воины, идя в бой, клали часть пуль за щеку.

Но это был еще не самый сложный случай, признался ученый.

— Валерий Сухих зачем‑то из экспедиции отослал своей супруге необычную посылку — с черепом, — продолжил антрополог. — Мы нашли и посылку, и череп. Но оказалось, что череп перед тем как склеить, не помыли. Грязь же не позволяла сделать точные измерения. Мало того, к находке прилагался спичечный коробок с пулей и запиской, что пулю нашли в черепе. Осмотрели, но входных и выходных отверстий не было. Позже опытные военные раскрыли этот секрет. Они рассказали, что в 17‑м веке русские воины часто, идя в бой, клали часть пуль за щеку, а когда этот мужчина погиб, то пуля со временем попала в голову. При попытке почистить череп разрушился, но я склеил его заново. Именно по нему и сделана пластическая реконструкция лица первого албазинца.

Женская коса из 17‑го века

Во время изучения останков наткнулись исследователи еще на одну загадку: кости сохранились из рук вон плохо, зато волосы — хоть сейчас укладку делай.

250

человек — останки стольких защитников Албазинского острога найдены рхеологамина сегодняшний день

— У женщин сохранились целые прически — косы, обмотанные вокруг головы, у мужчин иногда читается фасон усов и бороды прямо на черепе. Без биохимиков в этой загадке — такой хорошей сохранности волос — не разобраться.

И все‑таки ответить на главный вопрос, откуда пришли люди на Амур, ученые не смогли. Правда, добавили: пока не смогли.

— По идее сейчас мы должны были изучить около ста скелетов, но до нас из раскопов Сухих дошла только половина материала. Подавляющее большинство — мужчины, в основном молодые и зрелые. Удивительно, что очень мало женщин — всего три. Может быть, их хоронили в других местах, которые только предстоит найти археологам, — предположил Денис. — Может быть, больше женских останков найдем в братской могиле, которую раскапывает нынешний руководитель Албазинской экспедиции Андрей Черкасов. Как я говорил, удалось получить всего три целых черепа, по ним нет смысла делать усредненную характеристику, потому что они все принадлежат трем разным антропологическим типам.

И все‑таки кое‑что даже по этим восстановленным останкам сказать уже можно.

— Череп, по которому сделана реконструкция, принадлежит очень любопытному антропологическому типу, — заинтриговал ученый. — Это был очень массивный архаичный европеоид с очень высоким лицом. Такие типы хорошо представлены в современном населении. Например, охранник в нашей гостинице Сережа принадлежит этому типу. Я притворился, что он похож на моего родственника, и стал расспрашивать, откуда пришли на берег Амура его предки. Парень долго твердил, что он местный, а потом вспомнил, что есть украинские корни. Еще один череп принадлежал, наоборот, очень мелкому узколицему мужчине. Такие типы тоже можно встретить в некоторых районах России. Средний рост албазинцев, по моим разработкам, 167—169 сантиметров.

Как оказалось, героические защитники были не очень богатырского сложения, за одним исключением — гиганта, чье лицо реконструировали ученые. По данным специалистов, его рост значительно превышал 180 сантиметров.

Возрастная категория материалов: 18+