• Фото: Андрей Оглезнев
  • Фото: Daily-notes.ru

Из чего же, из чего же

Сейчас доли тех или иных ингредиентов в своей продукции производитель может указывать по желанию. В обязательном порядке на упаковке пищевой продукции должна содержаться информация о составе продукта, его пищевой ценности, условиях хранения, месте и дате производства, весе, сроке годности. Есть ряд требований, относящихся к отдельным группам товаров.

178

предприятий в области занято производством пищевых продуктов, включая напитки, согласно данным Амурстата на начало 2015 года

— Существуют требования к маркировке продукции. На упаковке производители должны указывать качественный состав продукта, начиная от ингредиента, доля которого самая большая. Указывается также содержание белков, жиров, углеводов в 100 граммах продукта, — комментирует Елена Романова, начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности регионального минсельхоза. — Потребитель, который хочет узнать состав более точно, может обратиться к документам, на которые указывает ссылка на упаковке. Это может быть ГОСТ, технические условия.

Как пишет «Российская газета», ссылаясь на автора инициативы, больший объем информации на упаковке позволит покупателю сделать более грамотный выбор. В пояснительной записке к предлагаемым изменениям сказано, что данный подход не является ущемляющим права производителей и не окажет существенного влияния на сохранность секретов производства.

Фирменный рецепт под угрозой

Однако у этого мнения есть оппоненты, указывающие на целый ряд проблем, которые повлекут за собой изменение законодательства. В числе трудностей — ограниченность места на упаковке, а также моменты, связанные с сохранением уникальной фирменной рецептуры как интеллектуальной собственности ее авторов.

— У многих производителей есть свои фирменные виды продукции. Если полностью открыть рецептуру их производства, не исключено, что завтра такую же продукцию начнут выпускать конкуренты, — считает Олег Турков, генеральный директор ОАО «Амурский бройлер». — Существуют требования, ГОСТы, обязательные для выполнения всеми производителями, которые собираются выпускать, например, определенные виды колбас — «Докторская», «Останкинская». Согласно требованиям, в них должно содержаться определенное количество мяса, жира. Сегодня у надзорных структур есть все механизмы, чтобы контролировать качество выпускаемой продукции.

Это мнение разделяет руководитель производственного комплекса «Серышевский» Валентина Мельниченко.

— По правилам и так первым пишется наименование ингредиента, доля которого в составе продукта больше. Например, в колбасе может быть указана сначала говядина, затем свинина, затем шпик. Судить о доле мясного сырья в мясном деликатесе можно и по цене: чем дешевле продукт, тем больше добавок. В продукции низкого ценового сегмента больше соевого белка, наличие которого указано на упаковке, — говорит Валентина Ивановна. — Сегодня цены выросли на все, начиная от сырья, специй и заканчивая стоимостью оболочки. Новые правила в итоге приведут к еще большему удорожанию продукции, поскольку производителям придется вносить изменения, печатать новые этикетки. А это — дополнительные расходы.

Главное, на что следует обращать внимание при покупке, — это внешний вид, запах и вкус продукта.

В то же время среди производителей региона есть и предприниматели, готовые поддержать идею об обязательном указании процентного соотношения компонентов в составе продукта.

— Я считаю, что это здравое предложение. И согласен с ним как потребитель и как производитель. Те предприятия, которые работают на натуральном сырье, от подобных нововведений только выиграют. А без знания технологии производства данные о количестве ингредиентов конкуренты в свою пользу все равно использовать не смогут, — поделился мнением генеральный директор тындинского ООО «Кондитерский цех» Олег Зимин.

По мнению местных производителей, на качество производимых продуктов питания изменения, которые предлагается внести в закон, вряд ли повлияют. Главное, на что следует обращать внимание при покупке, — это внешний вид, запах и вкус продукта. Некоторые даже рекомендуют перед приобретением попробовать образец товара прямо в торговой точке. Представители пищевой отрасли говорят, что грамотные продавцы всегда знакомы с ассортиментом и составом продуктов, которые они предлагают покупателям.

На упаковке пищевой продукции должна содержаться информация о составе продукта, его пищевой ценности, условиях хранения, месте и дате производства, весе, сроке годности.

В то же время наши пищевики опасаются, что нововведение может привести к тому, что человек с плохим зрением вовсе не сможет узнать, что входит в состав любимой колбасы или печенья. Даже сейчас информация на этикетках иногда написана таким мелким шрифтом, что почти невозможно прочитать.

Строже, чем ГОСТ

Еще одно нововведение для потребителей в настоящий момент готовят в Госдуме и Минпромторге. Как пишет издание «Эксперт Online», правительство разрабатывает проект, который получил название «Роскачество». Создаваемая национальная система оценки качества товаров будет аналогична тем, что действуют во многих европейских странах. Инициатором проекта выступило Министерство промышленности и торговли РФ, а в межведомственную рабочую группу входят около 30 ведущих экспертов страны по вопросам стандартизации и качества. Идея была представлена премьеру Дмитрию Медведеву на Международном инвестиционном форуме «Сочи-2014» и получила одобрение.

30

ведущих экспертов страны по вопросам стандартизации и качества вошли в межведомственную рабочую группу проекта «Роскачество»

Как ожидается, «Роскачество» будет проводить периодические независимые испытания продукции в различных категориях товаров и услуг. Для этого в торговой сети будет закупаться максимально возможный спектр образцов продуктов одной категории. Пронумерованные и обезличенные образцы отправятся в аккредитованные при «Роскачестве» независимые лаборатории, где качество, безопасность и достоверность указанной производителем информации проверят на соответствие требованиям регламентов и стандартов, разработанных самим «Роскачеством». Лучшие образцы в итоге будут удостоены знака «Роскачества», требования которого, как предполагается, будут строже ГОСТов.

МНЕНИЕ

Алина Божко, врач-диетолог:

— Информацию на этикетках читают далеко не все. В основном это люди, которые серьезно относятся к своему здоровью, и те, кто страдает хроническими заболеваниями. Возможно, для тех, кто интересуется составом продукта, более полная информация с точными цифрами будет полезной. Что касается моих пациентов, то примерно 20 процентов знакомятся с данными на упаковке. Основная же масса этикеток не читает.

Возрастная категория материалов: 18+