Это было в павильоне: рецензия на новый сериал «Молодая гвардия» (трейлер)

Просмотры: 18849
Комментарии: 2

Оговоримся сразу: это не ремейк знаменитой картины Герасимова и даже не экранизация не менее знаменитого произведения Фадеева. Создатели многосерийного фильма «Молодая гвардия» неоднократно заявляли, что за основу постарались взять реальные события в Краснодоне, пришедшиеся на 1942 год и первые дни 1943-го. Затея, безусловно, хорошая, ведь и роман, и фильм объявляли предателем комиссара «Молодой гвардии» Виктора Третьякевича, а истинная картина событий выяснилась гораздо позже. Тем не менее реабилитация молодогвардейца получилась очень уж неубедительная — по целому ряду объективных причин.

Несмотря на господдержку, полученную проектом в силу тематики и амбициозной задачи, за реализацию взялись не самые известные и уж точно не опытные в области исторических реконструкций персоны. Леонид Пляскин, занявший режиссерское кресло, до сего момента поработал над рядом негромких сериалов и снял спин-офф «Ментовских войн» под названием «Просто Джексон». Исполнителя главной роли в нем, Дмитрия Быковского, постановщик снял и в «Молодой гвардии» в роли начальника краснодонской полиции Соликовского. В других ролях тоже негусто со знаменитостями. Зрителю хорошо знакомы разве что Юрий Чурсин и Катерина Шпица, а также набирающий популярность Юрий Борисов — совсем недавно мы не досмотрели сериал «Выстрел» с его участием на том же Первом канале. Заведомо «телевизионный» подход к сюжету, не очень-то для этого подходящему, дает себя знать с первых же серий.

В своем воссоздании исторических событий авторы сериала явно рассчитывали на зрителя, знакомого с книгой или фильмом, или хотя бы с чем-то одним. Предыстории молодогвардейцев исключены из сюжета — «Гвардия» начинается, как какой-нибудь очередной сезон, сильно затрудняя понимание происходящего. Для этого хорошо бы заранее прочитать книгу «Это было в Краснодоне», изданную в 60-х. Ее автор, журналист Ким Костенко, хоть и отрабатывает пропагандистскую задачу партии, неплохо рисует образы основных персонажей этой истории, и в память они врезаются надолго. Именно поэтому зрителю, хорошо знающему эту историю, не понравится, к примеру, образ Сергея Тюленина, созданный вышеупомянутым Борисовым: крайне романтизированный наравне с Олегом Кошевым персонаж у Пляскина предстает очевидно недалеким и агрессивным гопником, записавшимся в герои.

Но все это в руках создателей. В конце концов, право на собственный взгляд в работе в первую очередь над художественным произведением у них имеется. У нас же есть не менее законное право оценивать получившийся фильм, и как кино он местами просто ужасает. В первые же пятнадцать минут перед нами внезапно является сцена, полностью украденная (сложно подобрать другое слово) из «Бесславных ублюдков» Квентина Тарантино. Зачем? Почему? Никакой особенной сюжетной ценности здесь она не несет и нести не может. Дальше начинается стандартный «Васек Трубачев и его товарищи»: немцы — напыщенные кретины, полицаи — пьяные выродки, Третьякевич отправляет нескольких человек на тот свет в первой же серии — никто и не спохватится. Есть основания полагать, что деятельность комсомольского подполья в этом фильме будет сильно искажена в сторону боевика — нельзя же поразить зрителя одним печатанием листовок и водружением флагов на здание комендатуры.

Чтобы не пустить немцев в дом подпольщиков, достаточно повесить на дверь табличку «Осторожно, тиф». Чтобы освободить еврейскую девушку накануне массового истребления ее соплеменников, достаточно принести полицаю сало — практически открыто, на виду у всех. Немецкий офицер передвигается по оккупированной территории на телеге, прихватив молочного поросенка и одного солдатика: авось не убьют, ой, нет, все-таки убили. Главный герой убивает полицая в собственном дворе. Тело исчезает, как в компьютерной игре, а значит и расследовать нечего. Начальник полиции Соликовский — редкой жестокости человек в реальной жизни — ходит в красной рубахе, вывалив брюхо, и вешает партизан на площади, прихлебывая известную мутную жидкость из бутылки. Именно ему предстоит раскрыть подполье. У славящихся своей педантичностью нацистов на территории царит вопиющий бардак, но им не до этого: они пьют и слушают, как Люба Шевцова в красном платье читает им стихи про Deutschland über alles.

Стереотипами и глупостями каждая серия напичкана с выдающимся перебором, зрителю особо некогда даже разглядеть форму и знаки отличия немецких захватчиков. Преимущественно павильонные сцены отличаются небрежной операторской работой, складывается ощущение, что их не переснимали, стараясь успеть к юбилейной дате. Наверное, поэтому войска СС представлены одним и тем же танком, который пускают в кадре несколько раз, чтобы казалось, что их хотя бы четыре. Но больше всего разочаровывают актеры, которым достались не последние роли. На фоне их ужасающей игры даже не самые блестящие Шпица и Чурсин выглядят выдающимися исполнителями. Зрителя ждет еще 10 серий очень и очень сомнительного проекта. Вдвойне жаль, что такое исполнение коснулось имен, навсегда вписанных в историю: Третьякевича, Кошевого, Земнухова, Громовой, Тюленина, Левашова и многих других, не сумевших избежать трагической гибели. Спаслись, как известно, лишь 12 из более чем 100 молодогвардейцев.

 

Информация предназначена для лиц старше 18 лет
Контент может содержать сцены курения табака. Курение вредит здоровью