Фото: kinopoisk.ruФото: kinopoisk.ru

Режиссер фильма (который на самом деле называется не «Земля будущего», но нашим прокатчикам непонятно, почему) Брэд Бёрд в общем и целом фигура интересная. Продолжительная и вдумчивая работа с анимацией, принесшая «Оскары» за «Рататуй» и «Суперсемейку», четырехлетняя пауза перед первым игровым кино и вполне себе ровная для дебютанта работа над четвертой частью франшизы «Миссия невыполнима». Перерыв между беготней Тома Круза по горизонтальным и вертикальным поверхностям и фильмом совершенно другим по жанру тоже составил четыре года. Для человека, давно разменявшего шестой десяток, многовато. Но таковы уж издержки многолетней работы в анимации — найти себе работу по вкусу оказывается непросто.

Наверное, поэтому «Земля будущего» — это даже не просто Disney, а его апофеоз, что становится очевидно еще при просмотре трейлера. Но художественная, визуальная и прочая и прочая ценности этих выдающихся усилий оказываются за рамками ожидаемого и, к сожалению, с этой стороны. Получившееся кино слишком вычурно даже для подростков, при этом сюжет постоянно сваливается в «посидим на дорожку», хотя претендует на дорожное приключение. Положим, настоящее дорожное приключение мы совсем недавно видели в совсем другом кино, но все эти истории с перемещениями скучных подростков в другие миры мы тоже видели неоднократно. Все они воспринимаются по-разному, но это — первое с таким неоправданным апломбом.

При этом апломб основывался еще и на совершенно нелепой таинственности, в которую создатели «Земли будущего» погружали своего зрителя. Мол, если вы в Диснейленде, это отличный повод покупать кота в мешке. Вот и оказалось, что купленный товар красив с виду, ярко и неожиданно сверкает в нескольких местах, издает любопытные звуки, но надоедает так быстро, что точно не стоит потраченных на него денег. В том числе потраченных и теми, кто его создавал. Сценарист проекта Дэймон Линделоф в своем резюме может указать весьма продолжительный список картин, среди которых — «Прометей», «Стартрек: Возмездие» и, скажем, «Война миров Z». Тем не менее если присмотреться внимательнее, то даже в этой самой «Земле будущего» в графе «Сценарист» он далеко не один. Вместе с ним там и сам Брэд Бёрд, и другие ребята, вносившие правки в сценарий Линделофа уже по ходу пьесы. Лучше он от этого всего, может, и стал, но одно понятно: был он не ахти. 

Оператор картины Клаудио Миранда и вовсе оскароносец и мастер своего дела. В этом отношении к таким фильмам, как «Жизнь Пи» или «Трон: Наследие», гораздо меньше вопросов, чем в других. «Земля будущего» там, где она на это способна в силу сценария, визуально хороша, а под конец, когда зрителя наконец довозят до той станции, которую обещали, фильм и вовсе разгоняется. Возникает ощущение, что и сам Бёрд пребывал не в восторге от первых двух третей еще и при съемках. Под конец он пытается поднять кино на тот уровень, который сам от себя ожидал. То есть мы понимаем, что есть книжонка для подростков, а есть вообще карусель в парке аттракционов, но, если вы делаете из них кино, легко отделаться не получится. Под конец о своих персонажах вспоминают и оба премилых сердцу старикана Джордж Клуни и Хью Лори, и Бритт Робертсон перестает быть такой занудой, а Раффи Кэссиди, похоже, вообще старается изо всех сил, чтобы стать новой юной звездой и валять дурачка на красных дорожках.

При этом останавливаться на всех этих моральных принципах, преподанных глупым подросткам взрослыми дядями, и вовсе не хочется. Утопия она там или антиутопия, а один черт: вот система, а вот энтропия, и сколько миллионов ни вкладывай, получается один и тот же Борхес со своими пересчитанными по пальцам сюжетами. Вот и «Земля будущего» — хорошо знакомая сказка, зачем-то подвергнутая жутким мутациям и трансформациям и без того неплохо зарабатывающими людьми, да еще и так, что не зевнуть не получается. Мир, который на поверку не такой, каким кажется — да вы что, серьезно, что ли, хотели кого-то этим удивить?! Вот и получается, что Disney лучше бы и дальше снимать своих бесконечных Джеков Воробьев и не завидовать соседям так открыто, а Брэду Бёрду подыскать что-нибудь менее запутанное. С остальными, кого мы тут видели, все и так будет хорошо.

Возрастная категория материалов: 18+