Одиночные захоронения археологи нашли на основном раскопе на территории Албазинской крепости. Погребения, скорее всего, относятся к периоду начала осады, сообщил АП пресс-секретарь «Албазинской экспедиции» Роман Сорокин. Часть из этих могил была разобрана и кости погибших извлечены для дальнейшего изучения, другая часть законсервирована для продолжения работы в новом сезоне. Несколько гробов оставлены расчищенными и нетронутыми для демонстрации участникам торжественной церемонии перезахоронения останков защитников Албазина, которая пройдет в начале сентября.

Открытием в этом  году стало и обнаружение, предположительно, новой скудельни — массового захоронения защитников крепости. В одном из секторов основного раскопа на остроге были обнаружены сразу 6 крупных 12-фунтовых ядер в границах жилой или хозяйственной постройки с очагом. При дальнейшем изучении этой постройки на ее территории начали проявляться кости и черепа. Подтвердить или опровергнуть предположение специалистов могут только дальнейшие раскопки в сезоне 2016 года. В прошлом году в подобном сооружении-землянке площадью 3 х 4 метра были обнаружены останки 64 погибших.

Руководители экспедиции выразили идею восстановить облик женщины-даурки, найденной на новом археологическом памятнике — Ангайском могильнике захоронении, открытом в прошлом году сотрудниками АмГУ под руководством профессора Андрея Забияко. Памятник расположен в двух километрах от Албазинского острога. В сезоне 2015 года на нем были начаты активные раскопки. В ходе работ обнаружилось, что это не одиночное, а коллективное захоронение местного населения — предположительно, дауров, живших здесь еще до прихода русских. Из захоронения было извлечено пять скелетов хорошей сохранности и множество материальных артефактов: бусы, монеты, подвески, серьги и кольца, украшения одежды.

Восстанавливать внешность древнего населения Приамурья ученые будут по хорошо сохранившемуся черепу. Ранее такой проект был осуществлен Фондом «Петропавловск» с одним из черепов защитника Албазинского острога. Однако облик амурских аборигенов по найденным останкам будут реконструировать впервые.  

— Полевой сезон 2015 года был очень удачен для Албазинской экспедиции, — отметил ученый секретарь Фонда «Петропавловск», руководитель Албазинской археологической экспедиции Андрей Черкасов. — Интересные результаты на раскопе на остроге, изучение даурского Ангайского могильника — все это новые данные в копилку знаний об истории Албазинской земли. Хочу напомнить, что экспедицией также открыто и изучается многослойное поселение Ульдугичи-I. Таким образом, мы исследуем все эпохи и культуры — от неолита до Средневековья, от осиноозерской археологической культуры до периода русского освоения Приамурья.

По словам Андрея Черкасова, другим важным результатом этого года стало сделанное специалистами компании «Петропавловск» 3D-сканирование территории острога. Полученная объемная модель памятника с валами, рельефом поверхности, постройкам на территории острога будет использована как для дальнейшего изучения крепости, так и для демонстрационных целей.

В этом году Албазинская экспедиция получила финансирование от Министерства культуры по программе Федеральной целевой программы «Культура 2012—2018» и Русского географического общества. Представители Амурского отделения РГО приняли участие в работе экспедиции.