Режиссер Георгий Параджанов уже второй раз участвует в фестивале. В 2012 году его фильм «Все ушли» получил приз за лучшую операторскую работу. По словам Нодара Джанелидзе, к съемкам кино про великого мима режиссер подошел с большим трепетом. «Для него это личность, которая имела глубокий внутренний мир, тонкое восприятие. Енгибаров ушел из жизни рано — хотел гореть ярко и сгорел. «Это очень затратная история в плане души», — объяснил после показа исполнитель главной роли.

Великий мим казался рубахой-парнем в цирковой среде, но в жизни был замкнутым и очень ранимым человеком. Даже обретя международную известность, после гастролей по Советскому Союзу и по миру, он всегда возвращался в дом матери в московской Марьиной Роще, где прожил всю жизнь. С детства занимался боксом, по которому имел разряд, и, как писал сам о себе, «сменил множество профессий, и в двадцать два года мне оставалось только стать актером. Писать начал тогда же, поневоле». Эти «поневоле» написанные пронзительные и прозрачные, как осенние листья, новеллы и легли в основу сценария картины, где короткие истории сплетаются в одну — историю жизни и творчества мима-поэта.

В этом сказочном фильме осень сама становится персонажем — на ее тихом и красочном фоне разворачиваются события — непридуманные, но приправленные щепоткой доброго вымысла. Главный герой — забавный и трогательный Леня — одновременно и сочинитель происходящего на экране, где по воле фантазии может случиться все, что угодно. Например, сенсация на футбольном поле: «Бревно зацвело!», — кричат друг другу футболисты, а Леня с лопатой в руках защищает от «нападок» тренера опору футбольных ворот, внезапно покрывшуюся белыми цветами, словно яблоня.

Его герои — такие же чудики, как и он, вроде старика, садовничьими ножницами «подстригающего» фонтан, или невесты в подвенечном платье, замершей на остановке в ожидании, что незнакомый долгожданный жених вот-вот спрыгнет с подножки автобуса. И даже отвергающий его рассказы директор издательства, днями напролет репетирующий в своем кабинете роли для спектаклей любительского театра, заслуживает симпатии.

Автор, кто бы он ни был — режиссер, великий клоун или попросту Леня, с тонким юмором делится тем, что знает и чувствует об этом прекрасном и яростном мире. Что любовь — головокружительный полет над мокрыми от дождя полями, а одиночество — глубокое, как Марианская впадина, и его нельзя пережить — ибо оно длится всю жизнь. Что боль — это когда «я брожу по дорогам, где в пыли валяются мертвые жаворонки. Вот что ты сделала со мной, когда перестала любить меня». И что никто не имеет права стричь под одну гребенку — эти слова, словно заклинание, произносит старик, «подстригая» струи фонтана на городской площади.

«Главного героя не могли найти год» 

Исполнитель роли Лени актер Нодар Джанелидзе прилетел в Благовещенск всего на один день, чтобы представить картину. Он рассказал, что фильм снимался в Риге, так как в Москве трудно найти натуру, которая бы соответствовала тому времени. Съемкам картины, длившимся всего месяц и десять дней, предшествовала большая работа.

— Целый год режиссер не мог подобрать актера на главную роль. И директор фильма, в котором я тогда снимался, посоветовала ему меня. Я пришел, посмотрел на него — он посмотрел на меня, мы помолчали. И потом он сказал: «Возьми сценарий, давай попробуем». Так получилось, что меня утвердили, — рассказывает актер.

По его словам, Леонид Енгибаров был для него легендой советского цирка, частью истории.

— Когда смотришь на него на сцене, видишь, насколько огонь таланта горит в нем, насколько это яркая личность. Но в жизни он был очень меланхоличный, закрытый человек. Когда я начал играть, Георгий все время говорил мне: «Ничего не играй! Держи все внутри». И это было самое сложное для меня как для актера, — признался артист.

Возрастная категория материалов: 18+