Фанат неба

«Когда я думаю об Олеге, то сразу вспоминаю его улыбку. Он был настолько позитивным  и веселым, что сразу становился душой компании,— начинает разговор о Пешкове жена его друга-офицера Светлана Шумова. —  В нашей компании он всегда шутил, пел и играл на гитаре. Они с другом Юрой пели не только военные песни, но и романсы». Женщина показывает фотографии почти двадцатилетней давности, на них молодые летчики в лесу за импровизированным столом отмечают очередные звания или празднуют новоселье.

Авиационный полк в Возжаевке пополнять молодые кадры начали в 1993 году. Двадцатитрехлетнего молодого офицера Олега Пешкова после окончания Харьковского летного училища направили служить в Киргизию, где он покорял небо на истребителе Миг-21. После расформирования части его и еще нескольких сослуживцев перевели в Возжаевский авиационный полк. Здесь ребятам пришлось учиться управлять новым типом самолета — бомбардировщиком Су-24. После обучения лейтенантам дали отпуск — через месяц в военный городок парни вернулись уже с женами.  

—  Меня муж привез сюда 21 января 1994 года,— вспоминает Светлана.— Я запомнила этот день, потому что на улице был мороз -51градус. Для меня это было шоком. Чуть позже мы встречали Олега с его молодой женой — Гелене исполнилось только 18. Нас всех поселили в общежитии. К весне нам дали квартиру, им — чуть позже. Мы помогали Олегу  перевозить вещи, некоторые у нас хранились, пока они в отпуск ездили.

Будни и выходные военные летчики проводили на службе, поэтому даже встретить жену из роддома было большой проблемой. О том, что у него родилась дочь, летчик узнал от своих друзей. Быть рядом с женой не мог —  был в небе на задании. Однако в редкие минуты отдыха весь летный состав авиационного полка собирался вместе: день авиации традиционно отмечали на природе, а Новый год  в кафе. 

Всю жизнь Олег мечтал стать военным и целенаправленно шел к этому: сначала окончил Екатеринбургское суворовское училище, потом с красным дипломом Харьковское авиационное. По мнению его сослуживцев и друзей, он был настоящим фанатом неба.

— Понимаете, все офицеры тех годов были влюблены в небо, — поделилась  женщина.— Оно было всегда на первом месте, а семья на втором. Без полетов у них начиналась депрессия, ну а после взлета и посадки и настроение хорошее, и жизнь удалась. Олег был именно таким — человеком, который безумно и безоговорочно любил небо.

Три Деда Мороза и четыре Снегурочки

Валентина Бухарцева более тридцати лет живет в военном городке авиаполка. Ее квартира расположена на одной лестничной площадке с квартирой, где двадцать лет назад поселился Олег Пешков с молодой женой. К Валентине Федоровне летный офицер относился как к матери — всегда внимательный, вежливый и добрый.

— Мы отлично ладили с семьей Олега, он был мне не посторонний человек,— вспоминает Бухарцева. — Он всегда поздравлял меня со всеми праздниками. Однажды, помню, 31 декабря пришла поздно со смены — тогда работала в столовой на раздаче. Накрыла на стол и заснула. Слышу стук в дверь, время полдвенадцатого. Открываю, а на породе стоят три Деда Мороза и четыре Снегурочки. Это Олег с друзьями переоделись и пришли меня поздравлять. Да и с женой они настолько дружно жили, что, казалось, их сам Боженька вместе свел …

25 ноября приказом Президента России Владимира Путина Олегу Пешкову посмертно присвоено звание Героя России. У погибшего летчика остались жена, дочь и сын. 1 декабря пилота доставили самолетом в Липецк, а вчера его похоронили на центральной аллее городского кладбища.

Женщина призналась, что с семьей Пешковых она давно потеряла связь, но через друзей и знакомых всегда была в курсе жизни летчика: знала, что он переехал в Липецк, знала, что в семье родился сын…  До сих пор Валентина Бухарцева не может поверить в смерть офицера. «Знаете, Олег любил компании, друзей, но больше всего он любил небо. Он был создан для него, — говорит она. — Оно и забрало его».  

Его смерть — большая потеря

В полуразрушенном военном городке Возжаевки до сих пор живет командир эскадрильи, где довелось служить Олегу Пешкову. Сергей Ветров уже на заслуженной пенсии, в авиационный полк попал в 1992 году. После окончания Черниговского авиационного училища служил в Приморье, а потом получил повышение и переехал в Амурскую область. В сентябре 1993-го летный состав пополнился молодыми офицерами. Среди новеньких выделился один — пилот, влюбленный в бездонную синь над головой. Это был Олег Пешков.

— У меня в подчинении было 12 экипажей, но каждого из летчиков или штурманов я могу охарактеризовать,— поделился воспоминаниями Сергей Ветров. — Олег был очень грамотным пилотом и человеком, имел отличную подготовку. Ведь он закончил суворовское училище, а таких людей видно сразу — по выправке, по характеру, по способностям. Была в нем и одна черта, выделяющая его среди других, — большая тяга летать. Помню, когда уменьшилось количество полетов, не хватало ресурсов, самолетов, топлива, он всегда просил меня пустить его в небо.

За год летчик должен был налетать на фронтовых бомбардировщиках 40 часов, летный путь проходил над территорией Амурской области, Хабаровского и Приморского краев. Каждый полет длится около 30 минут, задания полетов до сих пор засекречены.

Научившись управлять Су-24, Олег Пешков до конца жизни будет летать только на этих бомбардировщиках. По словам Сергея Гасановича, этот типа самолета не самый сложный в пилотировании, однако успех при взлете и посадке на высокой скорости зависит от мастерства летчика.

— Максимальная скорость взлета с полной боевой загрузкой около 400 км в час,— поясняет опытный пилот. — При посадке она составляет около 330 км. Тяжело на такой скорости сажать самолет — большего внимания требуют приборы.

В конце девяностых летную эскадрилью сократили, а Пешкову предложили повышение в авиаполк села Варфоломеевка Приморского края. Он перевелся и стал командиром звена — в его подчинении находилось три летных экипажа. Сергей Ветров следил за летной карьерой молодого офицера: в последние годы Пешков работал в Липецком авиационном центре ВВС России начальником огневой и тактической подготовки. Сослуживцы виделись в 2003-м,  когда амурчанин приезжал навестить друга в Приморье. «Все летчики — это одна большая семья: вместе радуются удачам, решают проблемы, поддерживают друг друга, — вздыхает военный пенсионер. — Смерть Олега для нас большая потеря. До сих пор не верится, что его больше нет. Он был настоящим офицером, для которого честь была превыше всего».

В память о летчике установят мемориальные доски

Власти Белогорского района планируют установить две памятные доски в память о погибшем Олеге Пешкове. Летчик шесть лет прослужил на авиабазе Возжаевки. Одна будет находиться на мемориальном комплексе вдоль трассы Чита — Хабаровск, другая — в гарнизоне на доме, где жила семья Пешковых. Также на территории аэродрома рядом с храмом в честь иконы Пресвятой Богородицы «Благодатное небо» будет установлен бюст Героя России. 

Возрастная категория материалов: 18+