• Заниматься чеканкой Игорь Сызганов начал в конце 1970-х, будучи курсантом ДВОКУ.

Военное хобби

Игорь Сызганов практически всю свою жизнь провел на военной службе. В основное время охранял Родину, в свободное — служил искусству. Чеканка привлекла внимание Сызганова еще в конце 1970‑х, во время учебы в Дальневосточном высшем общевойсковом командном училище имени Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского. «Чеканить я научился у однокашника. Навыки, как говорится, нарабатываются в процессе. Оформлял кафе, музей и кинотеатр в училище и познакомился с курсантом, который владел этим ремеслом. У него‑то я и подсмотрел технологический процесс изготовления рисунка по металлу. Талант у парня был от Бога», — рассказывает Игорь Борисович.

С того времени благовещенец не расставался с чеканами и выколоточными молотками.

Работы сослуживца с восторгом принимали в подарок на день рождения, юбилей или свадьбу товарищи по военному делу. Их же друзья готовы были за эксклюзивную чеканку добыть для мастера самую дефицитную вещь. Так, в 90‑е во время службы в Казахстане за одну из своих работ — изображение с монгольскими и тюркскими воинами — Игорь Сызганов получил пишущий видеоплеер, вещь «продвинутую» и дорогущую по меркам тех лет. «Там же шесть-семь чеканок сразу у меня выкупил прапорщик, немец по национальности. За сколько точно, уже не вспомню. На его родине эти работы оценили достаточно высоко — на вырученную после их продажи сумму он купил себе дом и машину», — говорит мастер.

По заданию музы

Игорь Сызганов занимается чеканкой для души, как говорит сам — «по заданию музы». Но признается, что, выйдя на пенсию, не отказывается и от заказов. Пару заявок, например, бывшему военному благовещенцу сделали москвичи. «А недавно ко мне приезжал батюшка из Николаевки и просил сделать оклад из металла для церковной иконы. Естественно, такую работу я выполню бесплатно», — говорит мастер.

Каждую свою работу чеканщик начинает с чистого листа, на котором готовит эскиз. Сначала мастер прорисовывает изображение на миллиметровой бумаге и переносит его на ватман. Затем переводит рисунок через копирку на лист металла и только потом начинает творить. «Чеканка — очень кропотливая работа, поскольку рисунок выбивается с двух сторон. Бывает, только на лицо персонажа уходит два-три дня. Вообще, вывести на металле людей, лошадей, кольчугу с множеством мелких линий достаточно сложно. Один неверный удар молотка — и вся картина загублена, ошибку уже не исправишь. Поэтому и делается чеканка долго. Да и трудозатраты большие — металл подчиняется только силе. На работу уходит в среднем от трех с половиной до шести месяцев», — рассказывает о процессе создания картины на металле чеканщик.

Один неверный удар молотка — и вся картина загублена. Поэтому делается чеканка долго, кропотливо. На одну уходит в среднем от 3,5 до 6 месяцев.

В чеканке изображение выполняется на листе такого металла, как латунь, медь, алюминий и сталь толщиной от 0,2 до 1 миллиметра. После того как все детали проработаны и стали выпуклыми, лист обрабатывается кислотой. Рисунок нужно обжечь паяльной лампой, зачистить, отполировать до зеркального блеска и покрыть лаком. Получается практически вечная работа, которой и через десятки лет можно любоваться. Для своих чеканок Игорь Сызганов использует медь и латунь. Первый придает заготовке красный оттенок, второй делает чеканку желтоватой. «Металлические листы сейчас можно найти любой толщины — от самой тонкой фольги, которая легко рвется, до наиболее прочного материала. Их свободно продают в соответствующих магазинах. А вот добыть кислоту для обжига готовой чеканки уже не так просто», — отмечает Игорь Борисович.

По словам мастера, сложно сегодня найти и инструменты для этого вида искусства. Сызганова выручает набор чеканщика, которым он обзавелся еще во времена учебы в ДВОКУ. «В 1980‑е специальный набор чеканщика продавали в магазинах свободно, сейчас я такого нигде не вижу. Некоторые чеканы мне уже не подходят. Поэтому я сделал самодельные металлические резцы из напильников и отверток. Когда затачиваешь инструменты, как удобно тебе, чеканка выходит сравнительно лучше», — отмечает еще одну особенность искусства чеканки мастер.

Про гладиаторов и Царевну-лягушку

Чеканки Игорь Сызганов изготавливает, вдохновляясь историей. Сюжеты на металлических картинах Сызганова эклектичны. На одном из полотен вместе с русскими воинами могут ужиться римские гладиаторы и крестоносцы, создав сплав истории разных эпох и государств. «Меня привлекают славянские мотивы, римская тематика. На одной из работ, например, я запечатлел вехи жизни фракийца Спартака — гладиатора, поднявшего восстание против рабовладельческого строя в Римской империи. На чеканке изображены его поединок на арене, восстание рабов и финальное сражение с римскими воинами», — рассказывает мастер о создании сюжетов. Чеканщик поясняет свой выбор персонажей тем, что образы одних воинов смотрятся на металле более выигрышно, чем других за счет деталей: «Интересно было чеканить рыцарей Тевтонского ордена — у них красивые одежда и щиты. В то же время выбивать на чеканке мушкетеров не захотел — не думаю, что шпага, шляпа и крест будут как‑то особенно выглядеть».

Излюбленная тема — былины и русские сказки. Обыкновенная детская книжка, по мнению мастера, может стать отличным мотивом для творчества взрослого. «На этой чеканке, сделанной по мотивам сказки «Царевна-лягушка», можно разглядеть целый сюжет, состоящий из отдельных эпизодов. Почти такая же работа будет сделана по «Садко» — эта чеканка пока еще не закончена. А на той чеканке я изобразил еще одного персонажа сказок и былин — гусляра. Делал ее для мамы», — показывает свои работы Игорь Борисович.

Возрастная категория материалов: 18+