Фото: spletnik.ruФото: spletnik.ru

Конечно же, эта красочная и пышущая действием лента создана при поддержке Минкультуры. Нетрудно представить, как ее продюсеры на питчинге ( презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект)  Фонда кино клацали пластиковыми вампирскими челюстями, давили на очередной «наш ответ» и простирали длани в сторону условной молодежной аудитории. При просмотре зритель не раз вспомнит такие достаточно низкосортные голливудские поделки, как «Блэйд» или «Другой мир», затем он вспомнит еще и о том, что оба американских фильма стали франшизами, и настроение его от этого не улучшится. Веливис в компании сценариста Олега Маловичко (который, в частности, работал над сериалом «Метод», странные дела) не просто оставили в конце своего кинопроизведения лазейку для сиквела, а прорубили туда целый туннель, оборвав сюжет, как будто перед нами какие-нибудь «Голодные игры» на середине дороги. Желательно, чтобы продолжение называлось «Дневные стражи» — подобных шуток после этой премьеры будет предостаточно. Чтобы обеспечить «фэнтези-боевику» с бюджетом в 230 миллионов рублей хоть сколько-нибудь адекватные сборы, в прокате даже на денек сдвинули вторую часть американского «Механика». В общем, то ли еще будет.

Сценарист и режиссер «Ночных стражей», похоже, руководствовались принципами, которые проповедует другая надежда отечественного кино — Сарик Андреасян. То есть простота и зрелищность, следование самым поверхностным голливудским канонам и подростковый рейтинг, исключающий такие глупости, как жестокость или гибель персонажей. О чем говорить — тут даже самого наигнуснейшего предателя не предают экзекуции, а вполне буквально превращают в свинью и ловят сетью. Потеха! Постановщика, кстати, зачем-то позвали из Прибалтики. В списке достижений Веливиса такие картины, как «Зеро: сиреневая Литва» и «Занесло», в который неведомым образом занесло брутального британского актера Винни Джонса. Что ж, «Стражи» станут еще одной жемчужиной в этой сокровищнице. Чтобы повторить успех «Дозора», им не хватает слишком многого, устанешь перечислять. «Мы и не собирались», — скажет продюсер, и в это охотно верится: такое кино снимали раньше и будут снимать в будущем, все его образцы слабо отличаются друг от друга и традиционно стираются из памяти со скоростью Дракулы, обратившегося в летучую мышь. Особняком стоит еще одна проблема. Создатели картины так и не смогли определиться, комедийный у них боевик или все-таки драматический. И решили снимать на всякий случай оба.

Итак, на экране полные невзгод, опасностей и самоотверженности будни Федеральной службы защиты (ФСЗ, стало быть), а точнее  ее отделения по городу-герою Москве. Это нормальные такие силовики, у которых есть свой бункер на Таганке, возможность ездить с мигалками по линиям метро на собственной автомотрисе и прочие привилегии вроде права широко использовать нэйлганы, заряженные серебряными гвоздями. Население столицы, надо полагать, кишит «падшими». Среди них имеются не только упыри (вампиры — это в кино, говорят нам с экрана), но и прочая нечисть, например, придурковатый Леший в исполнении Игоря Верника, для которого нашлись соответствующие пластиковые зубы. Последних вообще закупили в достатке. Нечисть пакостит, ФСЗ за ними следит, а если кто из, с позволения сказать, маглов станет свидетелем секретной антиупырской операции, ему прыскают в лицо из баллончика с особым забывательным спреем. Но это уже какие-то «Люди в черном», воскликнете вы, и через несколько минут то же самое воскликнет и главный герой: это так мило. Его, кстати, зовут Паша, он работает курьером, по ночам падает с кровати, показательно ударяясь головой о тумбочку, и становится тем самым свидетелем секретной операции, случайно испепелив огромного упыря, а значит, он будет работать в Дозо... Ну, вы понимаете.

Пересказывать сюжет ни к чему. Он целиком и полностью вторичен, вторична каждая его составляющая, от полуистлевшего балканского вампира в гробу до неловко втиснутого в сюжет чеснока. Одни хотят, чтобы треснул мир напополам, другие этому сопротивляются, причем до предела тупыми солдафонскими методами. Сотрудники ФСЗ, к примеру, таскают с собой на каждую операцию внушительный арсенал огнестрельного оружия, хотя вполне очевидно, что от пуль проворные упыри ловко уворачиваются, зато стоит их слегка ткнуть в бок ножичком — мгновенно обращаются в пепел. Солнышко также делает с ними то, что оно обычно делает с кровососами. Ну то есть решительно непонятно, как «падшие» умудряются прикидываться рядовыми единицами российского социума и работать в том же шоу-бизнесе, о котором упоминает наставник Паши. Или возьмем, к примеру, главную сюжетную вампиршу-раскрасавицу. По сценарию тот, кто исхитрится ее укусить во время затмения, станет главным авторитетом среди нечисти. Тем не менее претендуют на это звание только полудохлый вампир-идиот из гроба и вышеупомянутый Верник. Больше никто не пришел. Такого в сюжете эшелон и несколько маленьких тележек: потребитель продукта, выдаваемого российской индустрией, давно привык к логике, жалующейся на открытые переломы обеих ног.

Если говорить о кастинге, то мы вновь вынуждены констатировать провал. Может быть, Иван Янковский, которому досталась роль Паши, в будущем докажет нам, что природа не то что на детях гениев, а вообще никогда не отдыхает, но не этим персонажем уж точно. Уму-разуму новоявленного «рубежника» (даже не спрашивайте, что это значит) обучает герой Леонида Ярмольника. Он для этого побрился налысо, заправил в джинсы всю одежду на верхней половине тела и обмотался плечевыми кобурами. Но Гесера из него все равно не вышло. Красавицу-упырицу играет Любовь Аксенова, которую кое-кто помнит по сериалу «Обнимая небо», и здесь все просто: попытки изобразить Кейт Бекинсейл сразу из двух картин (вторая — про Ван Хельсинга) —  нелепейший и, видимо, балканский акцент; отвратительно прописанные реплики, и все ради поцелуйчика перед титрами. Но наибольшее удивление вызывает Михаил Евланов, которому достался главный антагонист. Мы хорошо помним, что актер знает свое дело, но о «Ночных стражах» лучше поскорее забыть. Не остается незамеченным и то обстоятельство, что озвучил вампира кто-то другой, так что высокоинтеллектуальные фразы типа «Княги-и-и-и-и-и-и-ня!» или «Сэ ля ви, сьестра» герой Евланова произносит посторонним голосом.

Главная же проблема «Ночных стражей» заключается в том, что их очень непросто досмотреть до конца. Вампирское кино давно утратило свой общепризнанный шарм, на этом поле давно командуют комедианты или создатели девичьих мелодрам. А упыри, созданные Веливисом, больше всего напоминают перебравших спиртного гостей костюмированной вечеринки, которые забыли вытащить вставные челюсти. В начале, правда, мелькает надежда на то, что перед нами все-таки молодежная комедия, но эту надежду успешно хоронит все остальное, что здесь нагромождено. В сухом остатке — компиляция, созданная в расчете на не очень высокие интеллектуальные возможности зрителя. Старые добрые грабли.



 

Янковский и Ярмольник собрали светскую компанию: на премьеру фильма «Ночные стражи» пришли все, кто оказался в Москве

Возрастная категория материалов: 18+