Встреча одноклассников

Легкой походкой самый спортивный и нанопрогрессивный из амурских ректоров  вошел в знакомое фойе, где не был уже много лет.

— Первые годы после окончания я заходил в школу — когда наши учителя еще работали. И классом мы иногда собирались, а потом… Слишком много в жизни изменений. Из учителей, которые учили меня, уже никого не осталось. Зато здесь работают две моих одноклассницы, — рассказывает выпускник 10-го «Б» 1978 года, поворачивая по коридору направо. — Здравствуйте, а мы к вам на минутку, можно?     

Директор гимназии Галина Крицкая очень обрадовалась встрече. На соседних партах они с Андреем Плутенко много лет грызли гранит науки. По пути в кабинет истории хозяйка учебного заведения пытается вспомнить, с какого класса они вместе учились: «У меня был первый "А", а потом "Б"…»

— И у меня так же. Значит, мы вместе с самого начала — так давно это было, что уже позабыли,   — смеется Андрей Долиевич.  — С первым классом нам не повезло — за год сменилось восемь учителей. А потом еще нас всех раскидали  — два класса набрали специализированных. Мы, еще второклашки,  начали усиленно изучать немецкий язык, а в пятом уже легко читали немецкие газеты. Хорошая подготовка была. Из нашего класса 16 человек поступили только в пединститут. Хорошие учителя получились.  

«За этой партой с Сережкой сидели»

В кабинете истории за 38 лет многое изменилось. Оглядевшись, ректор направился к четвертой парте в среднем ряду, которую делил с Сергеем Бронниковым. Школьную дружбу мальчишки пронесли через годы. Вместе потом поступили в технологический институт, а сегодня работают в одном университете.    

— За годы учебы приходилось сидеть на разных рядах, но в старших классах мое место было здесь, — Плутенко твердой рукой взялся за стул. — Конечно, здесь все по-другому,  парты уже не те. И Лена Павловна уже не работает. Это последний преподаватель — пионервожатая, которая нас учила.    

— И с которой на школьных линейках знамена некоторые носили, — засмеялась Галина Крицкая, многозначительно поглядывая на гостя. —  Андрей Долиевич не рассказывал вам, что был знаменосцем нашей школьной дружины?..

— Галина Александровна, вы лучше расскажите, как на совещание в Москву съездили, нового министра образования видели? — поинтересовался коллега из высшей школы, присаживаясь за парту.   

Руководители образовательных учреждений заговорили на общие темы. Узнав, что ее выпускницу, а сегодня студентку АмГУ прочат старостой в космический класс, Крицкая  одобрительно закивала: «Замечательная девчонка». И посетовала, что некоторые молодые специалисты даже с востребованной инженерной специальностью не могут после университета на работу устроиться. «Ребят не берут, потому что нет стажа, а откуда ему взяться?!» — вздыхает опытный математик-физик.

«Школу я очень любил»

По широкой лестнице мы поднимаемся на второй этаж. «А перила те же», — мимоходом отмечает Андрей Плутенко, поглаживая старинное дерево, вобравшее в себя за долгую школьную историю теплоту тысяч детских ладоней. 

— Школу я очень любил. Это самые радостные и приятные воспоминания в жизни. Я тут недалеко жил в Интернациональном переулке — сейчас Святителя Иннокентия, поэтому жизнь школьная и внешкольная была перемешана, — признается Андрей Долиевич.

Ректор АмГУ вспомнил, как часами после уроков они с мальчишками гоняли на школьном поле мяч. И признался, что мечтал стать игроком  футбольной команды  «Амур». Занимался футболом серьезно —  ходил в детско-юношескую спортивную школу. Но на втором курсе института отдал приоритет науке.

— Наша школа всегда в городе славилась хорошей подготовкой по математике, физике, химии. Нелюбимых учителей у меня не было, но особенно интересно мне было на уроках математики, которую вела Елена Сергеевна Кривенко. Я ее хорошо помню и нашего классного руководителя Бэлу Петровну Нырову. Она была одним из самых добрых учителей в школе — нашему классу повезло, — говорит ректор.

Андрей Долиевич остановился возле кабинета № 20 русского языка и литературы. «Помнишь, там под доской были узкие шкафчики, где плакаты разные лежали. Ученики туда бумажки кидали, а нам во время дежурства приходилось все это выгребать?»  —  спрашивает Галина Крицкая, открывая дверь. Шкафчиков тех, конечно, давно уже нет и пол деревянный теперь никто не красит — цветной линолеумом лежит.  

Субботники были за счастье  

— Мы и классы убирали, и полы красили — дети все раньше делали сами, а сегодня, к сожалению, ученики тряпку в руках держать не умеют, доску вытереть не могут, — грустно констатирует директор гимназии. — Мы пытаемся приучать ребят к труду, но некоторые родители категорически возражают: «У нас дома моющий пылесос… У нас гувернантка, уборщица…»  Я думаю, что это неправильно. Дети должны уметь  выполнять элементарную работу.

Профи от педагогики вспомнили свои школьные годы, когда класс можно было убрать за 30 минут, но генеральные уборки растягивались часа на два-три. Как помогали шефам убирать территорию хлебозавода и электроаппаратного завода, а каждую осень ездили на плодоовощную базу перебирать картошку и капусту.  

— Помню, как вы надевали высокие резиновые штаны — они были мальчишкам под самые подмышки, —  смеется директор гимназии. — Потом залазили в большие чаны и наяривали — толкли ногами капусту. На такое дело пацанов выбирали покрепче, самых спортивных. Плодобаза — это было святое дело по осени.

—  Да, субботники были за счастье. Не то чтобы мы сильно трудились — это была радость общения,  — соглашается известный одноклассник. — «Кто пойдет убирать территорию?!» — лес рук. Это же не уроки! Нам нравилось что-то делать вместе — было весело.

Одно золото — на всю параллель

Андрей Плутенко берет из шкафа учебник и садится за парту, листая цветные странички.

— Разве у нас были такие красочные учебники? Конечно, и школа изменилась, и   российское образование. Просто космические изменения произошли, особенно в информационно-коммуникационном направлении. У нас какие раньше были источники информации? Учитель, учебник и библиотека. Про мир мы узнавали от Юрия Сенкевича в передаче «Клуб кинопутешествий». Сейчас многие дети и сами за границу с родителями съездили, а источников информации — разнообразие.

Сейчас в школах по 10—12 выпускников получают золотые медали. Раньше такого не было.  «Потому что  устанавливали норматив — на школу одну золотую медаль. Хоть сколько учеников будут учиться на круглые пятерки, медалист будет один. У нас так одна золотая медаль была на всю параллель. Ее получила Ирина Оськина», — уточняет директор гимназии № 1 Крицкая, которая каждый год поставляет в АмГУ к бывшему однокласснику плеяду талантливых выпускников.

Сравнивая себя юного с нынешними абитуриентами, Андрей Плутенко с улыбкой заметил: «Мне нравятся современные школьники. Сейчас все больше ребят понимают, что многое в их жизни зависит от них самих. Они лучше представляют, как сделать, чтобы быть успешным, чтобы у тебя была интересная работа и личная жизнь. Мы были другими. Когда я оканчивал школу, мы были больше детьми, чем нынешние молодые ребята».   

Возрастная категория материалов: 18+