• Фото: Андрей Ильинский

Атмосфера в зале была очень теплой — артистов встречали искренними аплодисментами. Еще бы — талантливых актеров кино и артистов «Ленкома» знает в лицо едва ли не каждый. Андрей Леонов, сын известнейшего и любимого в нашей стране Евгения Леонова шел к славе трудно — популярность настигла его в зрелом возрасте после сьемок в сериале «Папины дочки». Андрей Чернышов с его яркой внешностью знаком зрителю по множеству ролей в киносериалах, одна из последних — роль знаменитого дрессировщика в сериале «Маргарита Назарова». Однако в этот раз актеры предстали в новых и неожиданных ипостасях.

Андрей Чернышов, исполнивший роль Джерри, едва появившись на сцене, сразу завладел вниманием публики. Легкий и подвижный, он словно перелетал с одного края сцены на другой, улыбался залу, ловил взгляды публики, чем привел в восторг женскую часть зала. Сначала в зале — то там, то тут — раздавался смех, и публика улыбалась в предвкушении легкой комедии. Однако едва завязавшийся диалог двух актеров дал понять, что тех, кто пришел посмеяться, ждет разочарование.

Одинокий Джерри живет в доме с множеством комнат. В них живут разные люди — от чернокожего гомосексуалиста до плачущей за дверью своей комнаты неизвестной женщины. Но друзей у мужчины среди них нет. Джерри решает поведать о своей попытке общения незнакомцу Питеру, которого встречает в централ-парке Нью-Йорка. Питер живет в собственном доме, у него две кошки, две дочки и попугайчики. В течение часа зритель наблюдает, как два человека из двух разных миров пытаются поговорить. И казавшийся сначала весельчаком и балагуром Джерри на глазах перевоплощается то в циничного прожигателя жизни, то в грубого мужлана, а то и в самого дьявола.

«Вы хотите знать, что случилось в зоопарке?» — спрашивает Джерри, но рассказывает совсем о другом. «Человек обязательно должен как-то общаться хоть с кем-нибудь. Если не с людьми, так с чем-то другим. С кроватью, с тараканом, с зеркалом... нет, с зеркалом не годится, это уж последнее дело... С тараканом... с ковриком, с рулоном туалетной бумаги...» — эмоционально объясняет Джерри.

Он остановил свой выбор на собаке хозяйки дома — животное набрасывалось на него каждый раз, как он заходил в дом. Однако рассказ напоминает не диалог, а монолог. Джерри пытается всеми способами донести, как искал общий язык с собакой. И на сцене появляется и воздушный шар, и связанные платочки фокусника, и отравленная котлета. В процессе такого «общения» Андрея Леонова даже окатывают водой из ведра. Но и это не помогает — практически со слезами на глазах он кричит: «Я ничего не понял!» Абсурд, происходящий на сцене, сбивает с толку, смешивая в одну кучу образы людей и животных, и ты уже не понимаешь, о зоопарке ли идет речь или о нашей человеческой жизни, которая давно превратилась в зоопарк.

Доведенный до отчаяния стеной между людьми Джерри вынимает нож и провоцирует драку, чтобы в конце специально напороться на лезвие. Умирая, он благодарит шокированного произошедшим Питера.

Казалось, актеры говорят о сегодняшнем дне, хотя пьеса написана почти 60 лет назад. Люди не слушают и не слышат друг друга. И пускай на сцене в руках Питера, отдыхающего на лавочке в парке, книга, вместо нее легко представляется современный смартфон.

К слову, действо разворачивалось почти в полной тишине. И даже финальные аплодисменты были очень робкими — зритель словно не мог поверить, что спектакль уже закончился. Зрители уходили без оваций, и некоторые выражали свое недовольство — кому-то было откровенно скучно. 

При всей сложности произведения, за которое не побоялся взяться режиссер Константин Максимов, от актеров невозможно было оторвать взгляд. Не имея по сути никакого актерского оружия в руках — ярких декораций, музыки, света и смены партнеров в сценах, — артисты сумели удержать внимание зала. И даже те, кто не до конца понял смысл происходящего, смогли получить эстетический экстаз от потрясающей актерской игры. Уже за кулисами актеры признались: играли пьесу всего лишь четвертый раз и впереди еще много работы, чтобы довести ее до совершенства.

— Публика внимательно слушала, и это уже плюс, — поделился мнением после спектакля Андрей Леонов. — И аплодисменты в финале — это результат. Но, действительно, это очень сложная вещь. Публика амурская благожелательная, принимали хорошо нас и в Шимановске. Если бы весь спектакль прохохотали — мы бы тогда удивились, получилось бы, что это комедия какая-то. Но это драма, и люди внимательно слушали. Мы сюда приехали именно на встречу со зрителями, показать спектакль, а каким он показался — судить уже не нам. Но мы старались. И стоит, конечно, поблагодарить столь взыскательного зрителя.

Возрастная категория материалов: 18+