• www.youtube.com
  • www.youtube.com

Вероятно, этому поспособствовал оглушительный провал, которого удостоился сиквел, снятый знатным документалистом Джо Берлингером через год после не менее оглушительного успеха первой части. «Книга теней», в отличие от предшествующего фильма, в Каннах призов не брала, зато отхватила «Золотую малину». «Новую главу», скорее всего, не станут подвергать подобным унижениям, но и ничего нового зритель в ней для себя не найдет. 

Создателями первой «Ведьмы» были молодые и задорные Дэниел Мирик и Эдуардо Санчес: на создание фильма они потратили мизерную сумму в 22 тысячи долларов, и если бы не маркетинг, обошедшийся в 25 миллионов, мы бы увидели непобиваемый рекорд по разнице расходов и доходов. Сборы почти дотянули до четверти миллиарда долларов, и «Курсовую с того света» даже вписали в книгу Гиннеса. Все, что для этого понадобилось — несколько никому не известных актеров, согласных выступать и в роли операторов, бескомпромиссный сценарий,  такой, чтобы в конце туннеля никакого света не оказалось, и, конечно, претензии на документальность.

Вингард особенно не заморачивается с новшествами, почти слово в слово повторяя то, что сделали Мирик и Санчес, только теперь уже с пятимиллионными затратами. На что эти деньги расходовались, сказать сложно.

Мирик и Санчес даже создали телефильм, в котором с серьезной миной рассказывали публике о легендарном призраке, который живет в лесу и никого, попавшего в этот лес, не щадит. Сам же ужастик представлял собой набор дерганых сцен с беготней и воплями, которыми авторы умудрились напугать миллионы людей. Лента вошла в историю, а одаренной парочке больше режиссерствовать не давали, хотя в обоих сиквелах они числятся в качестве исполнительных продюсеров. «Книга теней» больше напоминала дешевый продукт  80-х годов только что завершившегося XX века: это запоздало признали ошибкой, и в «Новой главе» вернулись к истокам: да так, что практически полностью их повторили. 

Управлять процессом съемок доверили опытному умельцу в деле артхаус-хоррора Адаму Вингарду, успевшему изучить самые разные подвиды и поджанры в этой сфере. Отзывы о фильмах «Тебе конец!» и «Гость», в частности, были скорее положительными. Постановщик привел с собой сценариста, отобрав у придумщиков «Ведьмы» и этот хлеб: Саймон Баррет далеко не впервые сотрудничает с Вингардом. Сюжет «Новой главы» он создавал, используя лекала 16-летней давности, добавив ему безысходности и пессимизма.

Персонажи сдаются, не успев ввязаться в бой, обстановочка для этого подходящая, и к тому же репутация разъяренной покойницы, облюбовавшей лесок, хорошо известна аудитории. Оттого и Вингард особенно не заморачивается с новшествами, почти слово в слово повторяя то, что сделали Мирик и Санчес, только теперь уже с пятимиллионными затратами. На что эти деньги расходовались, сказать сложно: вечная ночь в фильме наступает довольно быстро, а дальше начинается то, за что «Ведьму из Блэр» и превозносят до небес, и беспощадно высмеивают при всяком удобном случае. И это отнюдь не выглядит дорого.  

Пытаясь вновь сорвать банк на той же ставке, создатели «Новой главы» прилагают все усилия, чтобы она выглядела как «то самое кино». Все эти ленивые сюжетные линии длиной в 16 лет, эти «брат потерял сестру», «мы поедем с тобой» и так далее: по ходу дела Баррет успевает даже немного попользоваться сценарием провальной второй части, перенеся в свою историю идею зарабатывать деньги на экскурсиях в зловещий лес. Очень скоро зритель обнаруживает, что в фильме полностью сходят на нет и без того не самые насыщенные смыслом диалоги: несколько раз пересказав друг дружке легенду в духе «Кэндимэна», которую все и так прекрасно помнят, действующие лица принимаются отчаянно бегать между деревьев, громко выкрикивая имена потерявшихся товарищей.

Наиболее разумные начинают ныть и проситься домой еще до того, как в округе окончательно темнеет, а навстречу то и дело попадаются граждане, утверждающие, что компания провела здесь вовсе не несколько часов, как могло показаться. Солнышко не светит, батарейка не садится, размытый силуэт виновницы всех бед и горестей раз за разом мелькает в кадре, но от ошибок создателей американского «Звонка 2» Вингард все же себя страхует: загадка остается загадкой, даже когда стоит за спиной у трясущейся от ужаса героини. 

Конечно, авторы «Новой главы» не могут не ориентироваться на признаки современности, так что герои даже вооружены беспилотным летательным аппаратом, который снимает для нас вид сверху. Впрочем, толку от него не так уж много: в этом лесу правила диктует старушка, так что связи нет, привычного течения времени — тоже, наверняка и мох растет не с той стороны, что указывают в учебниках. Где уж тут нормально работать дрону. Следуя выбранным шаблонам, создатели картины довольно неуклюже переходят от ложных страхов к истинным, а тех, кто посмел выдавать себя за настоящее зло, надо полагать, не поздоровится.

Вингард изо всех сил старается не сходить с дорожки, которая привела к успеху его предшественников, но упускает самое главное. Происходящее на экране не хочется воспринимать, как реальные события, как бы не тряслась камера и не вопили представительницы слабого пола, жалуясь на пораненную ножку. Шесть ролей распределили между актерами из самых разных сериалов: и даже те, кто никого из исполнителей не узнал, подвох все равно почувствуют. И когда то, что вроде как подавалось под соусом реалистичности, окончательно превращается в молодежную театральную постановку, смотреть картину становится и вовсе неинтересно. 

Оно и не мудрено: все, что в 1999 году позволило фильму «Ведьма из Блэр» получить культовый статус, в 2016-м безвозвратно утеряно. Фальшивую документальность заездили продюсер Блум и его многочисленные приспешники, а с мифа, для того чтобы вновь обрести адептов, недостаточно просто стряхнуть пыль. Те, кто вкладывал в маркетинг «Курсовой с того света» огромную в сравнении с бюджетом самой картины сумму, безусловно, рисковал: но это был осознанный и оправданный риск.

Раскрутить третью часть хотя бы на достойном упоминания уровне не получилось: зрителя не заманишь в кинотеатр одним обещанием показать «самый страшный фильм в истории». Особенно, когда он таковым отнюдь не является. Как оказалось, не все феноменально успешные фильмы ужасов имеет смысл пытаться перевести на рельсы франшизы, как это было с той же «Пилой».  В тех случаях, когда произнести сверх уже сказанного уже абсолютно нечего, остается только снимать вот такое молодежное кино, надеясь, что память о былых заслугах придаст ему привлекательности. Но ощущение обреченности, которым пропитан этот фильм, касается не только его персонажей.