• Сегодня Раиса Сергеевна Турляк наслаждается каждым прожитым днем. Фото: Андрей Анохин
  • Фото: perunica.ru

Кружка парного счастья

Сегодня Раисе Сергеевне 81 год. Но на свои годы она не выглядит. Моложавая приветливая женщина, которая наслаждается каждым прожитым днем. Значительную часть своей жизни она была лишена этого счастья. Особенно жестокой судьба оказалась к ней в раннем детстве, оставив без родных и надежды на будущее.

— Я в Завитинске родилась. Папа работал заведующим столовой, кто-то угостил его американскими сигаретами. Он поделился с дедом, а тот в свою очередь предложил закурить соседям или коллегам-колхозникам, дедушка работал заведующим зерноскладом. Время было тревожное, война надвигалась, поэтому деда очень скоро арестовали и больше мы его не видели. Отец тоже бесследно исчез. Мама от переживаний сильно заболела, ее отправили лечиться в Хабаровск, там она и умерла, — Раиса Сергеевна рассказывает свою трагичную детскую историю, не скрывая горечи нахлынувших воспоминаний. Маленький ребенок, которому только жить да радоваться.

Когда началась война, ей было всего пять лет, двум сестрам и того меньше. Она старшая, а значит, в ответе за младших. Девчушек приютила бабушка, тоже перенесшая удар после ареста деда. Жить пришлось в соседнем селе Валуево. Запасы пшеницы, которую дед заработал на трудодни, быстро закончились. Они остались без мужской поддержки и должны были погибнуть от голода.

— Не то что сахара, мы даже хлеба несколько лет не видели. Главной опорой семьи была корова. Она с пастбища идет, а мы уже с кружками стоим. Бабушка нам парного молочка нальет, еще немножко нацедит в баночку — супчик жиденький забелить. Остальное сдавалось на сепараторную, перерабатывалось и отправлялось на нужды воюющей армии. Мы курочек держали, яйца тоже приходилось сдавать государству. Это был обязательный налог, неуплата которого сурово каралась. Мы отдавали последнее, а сами ложились спать голодными — понимали, что солдату в окопах гораздо тяжелее. Если его не накормить, то нам будет еще хуже, — продолжает делиться Раиса Турляк. — Лозунг «Все для фронта, все для Победы!» не был пустым звуком.

Каждая кружка молока, отправленная в действующую армию, была равносильна снаряду.

После уроков местные ребятишки работали в полях — выращивали овощи, пололи картофель. Дети знали, что на голодный желудок солдат много не навоюет. Это был их маленький фронт, на котором победа ковалась не по времени окрепшими руками.

Уроки войны

Во время школьных занятий уроки периодически прерывались. На стене класса висела «тарелка» примитивного репродуктора, по которому передавались сводки с фронта. По сообщениям о захваченных фашистами или освобожденных Красной армией городах дети постигали географию. После уроков шли на колхозные поля, собирали по снегу засохшие стручки сои, летом питались щавелем и богатой витамином С кислицей. Сами собирали сушняк, сами пилили дрова. Временами вздрагивали от гула взлетавших с соседнего аэродрома военных самолетов и отчетливо понимали — война продолжается.

— Страшно было очень. Как только самолет взлетает, мы в рев, бабушка нас успокаивает. Мы реально боялись, что до победы не доживем. Когда в мае 1945-го объявили о разгроме фашизма, радости не было предела! Но все понимали, что до хорошей жизни еще очень далеко. Я в 12 лет работать пошла, потому что бабушка уже лежала, а семью кормить кто-то был должен. Пришлось трудодни зарабатывать. Стало легче с продналогами, так я излишки молока носила на завитинский рынок. Каждый день по 10 километров в одну сторону шагала с котомкой. Молоко продам, хлеба прикуплю, сахара немножко — мы тогда его только и смогли попробовать. По пути домой к березке прислонюсь и плачу…

Раиса Сергеевна Турляк — известный в Завитинском районе человек, помогла спасти не одну жизнь. За ее плечами десятилетия работы хирургической медицинской сестрой.

Обиды на отца не держит

После войны удалось разыскать отца. Он жил в Хабаровске, был женат. Вроде даже отсидел тюремный срок. Правда, подробности своего исчезновения рассказать не смог. Может, не захотел, а может, чего-то боялся. Раиса Сергеевна так и не смогла получить ответа на свой вопрос, почему отец сам не пытался их найти спустя годы и, будучи на свободе, подать хоть какую-то весточку. Она его не винит — война и репрессии многих перемололи, переломали. Иногда попавшие в опалу люди специально рвали все родственные связи, чтобы вывести из-под удара близких. На страну, оставившую сиротой, она тоже обиды не держит. Сейчас у нее четверо внуков, трое правнуков. Несмотря на годы, Раиса Сергеевна всем помогает и поддерживает. Они ее тоже уважают и любят. Не их вина, что цена долгожданного счастья оказалась высокой, подчас невыносимой. Главное — есть смысл жить дальше. Ради этого стоило выжить.

Возрастная категория материалов: 18+