• Фото: Архив АП
  • Фото: Дмитрий Тупиков (Архив АП)

Виктор Евтихеев, пенсионер:

— У меня отец Михаил всю вой­­ну в пехоте прошел. Видел самые страшные ее страницы. Забрали его на фронт из Грозного 18‑летним мальчишкой, а потом он еще год дослуживал после вой­ны. Особо воспоминаниями военными не делился, тяжело было весь этот ужас вспоминать. После войны вернулся, встретил мою маму, они поженились, потом я родился. Отец умер в 2004 году, сохранились его награды. Мы обязательно празднуем День Победы. В этом году родственники пронесли портрет отца в Бессмертном полку. Обязательно вспоминаем его и 22 июня.

Ирина Пискунова, заместитель начальника:

— У меня оба деда воевали. Один был танкистом и до Берлина дошел, был ранен в легкое. Второй дед без вести пропал. Он ушел из Харьковской области, и где его могила, не знаем. Пытались найти хоть какую‑то информацию — бесполезно. У меня мама сама с Западной Украины, так у них в деревне немцы стояли. Однажды ее немецкий офицер чуть не застрелил. Она шла с моей бабушкой по полю, взяла камень и бросила его в немецкую машину. Выбежал офицер, уже пистолет достал, но бабушка упала на колени и вымолила мамину жизнь.

Надежда Мухортова, многодетная мама:

— У меня дед воевал, я правда про него многого не знаю. Был рядовым в пехоте, есть медаль «За Отвагу». Он вернулся с вой­ны, еще долго прожил. У меня и дети знают, что 22 июня началась страшная война, и фильмы военные мы смотрим. Надо всем помнить про то страшное время и ветеранов уважать. Я сама из Якутии, я с детьми как‑то увидела, что старенький ветеран — в кителе, с медалями — оступился и упал в канаву. Мы подбежали, стали его вытягивать. Надо помнить те страшные времена, чтобы они больше не повторились.

Руслан Иорданов, парковщик:

— Дедушка, я знаю, что воевал, но не помню, как его звали. Хотелось бы его увидеть, поговорить, но он на фронте без вести пропал. Родители рассказывали, что пытались найти хоть какую‑то информацию о нем на специализированных сайтах — их сейчас много в интернете, но ничего не нашли. Я бы хотел узнать о своем деде больше — он был капитаном, может, и какой‑нибудь подвиг совершил. Про войну нужно рассказывать безусловно — это наша память. И дети должны понимать, что страшно, когда на войне умирают люди.

Вера Тирских, учитель:

— Мой дедушка Николай Алексеев дошел до самого Берлина. Вернулся с Победой, ни разу не был ранен. После войны много лет работал на железной дороге, принес пользу Советскому Союзу. Маме запомнился рассказ деда о том, как ему было жалко немецких женщин и ребятишек. Они же тоже страдали и от бомбежек, и от голода. Это в характере русского человека — жалеть даже своих врагов. А вот вспоминать о каких‑то военных действиях дед не любил. 22 июня и в День Победы мы обязательно созваниваемся с мамой и вспоминаем ее отца.

Ксения Борисенко, студентка:

— Нашей семьи война не коснулась, у меня прабабушка бурятка, а прадедушка — китаец, они не воевали. Я считаю, что рассказывать о войне нужно, а вот грандиозные парады устраивать — уже лишнее. Столько денег на это тратится. Лучше бы реальную помощь оставшимся ветеранам оказали. Вот у нас в доме живет фронтовик на четвертом этаже, но он уже сам спускаться не может. Так ему можно было купить квартиру на первом этаже, чтоб он хоть как‑то с людьми общался. Нужно быть благодарным людям, которые победили в войне.