Дорожную инфраструктуру в 800‑м квартале Благовещенска  пришлось создавать практически с нуля.Дорожную инфраструктуру в 800‑м квартале Благовещенска пришлось создавать практически с нуля.

По словам руководителя компании «Амурдорстрой» Гарегина Петросяна, взяв на себя ответственность за содержание дорог, предприятие, скорее, выполняет социальную задачу, а не зарабатывает деньги. Более того, дорожные организации часто вынуждены задействовать собственные ресурсы, чтобы поддерживать транспортные артерии в рабочем состоянии. Какие средства выделяются на содержание дорог — артерий экономики области, сколько стоит их «лечение» и какую роль в решении наболевшего дорожного вопроса играет население, Гарегин Амбарцумович рассказал «Амурской правде».

Лечение «дорожных язв» за три года подорожало вдвое

— Чтобы в наших суровых климатических условиях дороги служили как можно дольше, работы по их содержанию необходимо выполнять максимально качественно и в срок. На это нужны серьезные средства, а у нас основная беда — недофинансирование, — отмечает Гарегин Амбарцумович. — Проблем, как правило, гораздо больше, чем средств, выделяемых на их решение. 70 процентов стоимости дорожных работ — это цена на стройматериалы. К примеру, за три года тонна битума, основного компонента строительства и ремонта дорожного полотна, подорожала с 12 до 27 тыс. рублей. В эту стоимость входят и транспортная составляющая, и цена на нефть, которая, как известно, за последние годы подешевела. Но на конечной цене продукта это не сказалось. Эксперты при подсчетах учитывают уровень инфляции в стране, реальная же ситуация на сырьевом рынке от этой математики далека.

Крепкая материально-техническая база — главное условие, при котором компания, взявшая под опеку дороги Приамурья, сможет их обслуживать. При этом спецтехнику следует регулярно обновлять.

70

процентов стоимости дорожных работ складывается из цены на стройматериалы, стоимость которых за три года увеличилась вдвое

— На деле же средств, выделяемых бюджетом на содержание автодорог, не хватает даже на все необходимые мероприятия, не говоря уже о пополнении и обновлении автопарка, — продолжает Гарегин Петросян. — К примеру, чтобы содержать 400 км гравийных дорог в надлежащем состоянии, нужно девять грейдеров, каждый из которых стоит порядка девяти миллионов рублей. То есть на обновление парка спецтехники через пять-семь лет компании потребуется не менее 80—90 миллионов. А на содержание этих участков дорог всего выделяется 100 миллионов рублей в год. Если компания будет заниматься исключительно содержанием, она просто не выживет. Вот и получается, что, поддерживая наши дороги в рабочем состоянии, мы решаем, скорее, социальную задачу, а не зарабатываем деньги. Грузовые автомобили, которые в летний период мы используем для перевозки сыпучих грузов, зимой выполняют функции универсальных комплексных дорожных машин. То есть мы задействуем те ресурсы для обслуживания, средства на которые компания заработала при строительстве, а не содержании. Еще один пример — окоска травы на обочинах. Учитывая объем финансирования, косить траву вдоль дорог мы должны один раз за сезон. Но ведь трава по расписанию не растет. Поэтому четыре, а то и шесть раз за весенне-летний период нам приходится выполнять одну и ту же работу, притом что дополнительных денег на нее не выделяется.

Крупных проектов почти нет

К сожалению, крупных проектов, которые могли бы послужить примером качественного строительства дорог, в области не так много, отмечают в руководстве «Амурдорстроя». Один из примеров такого строительства, выполненного по всем требованиям, — автодорога в 800‑м квартале Благовещенска на улице Муравьева-Амурского.

— Дорожную инфраструктуру в этом районе нам пришлось создавать практически с нуля. Квартал застроили новыми домами, люди успели вселиться в квартиры, а подъехать к новостройкам было невозможно, — вспоминает Гарегин Петросян. — Работы на этом участке не прекращались даже в зимний период. В 2015 году был проложен ливневый коллектор. Строительство также подразумевало укладку тротуаров, установку освещения, обустройство остановочных комплексов. В сентябре этого года все мероприятия в 800‑м квартале мы завершим.

Три года назад на улице Зеленой асфальта не было.

Сегодня в этом районе построены качественные дороги, тротуары и остановочные комплексы.

Чтобы компания могла не просто выживать среди конкурентов, а работала над долгосрочной стратегией развития, ей необходима стабильность. Именно «Амурдорстрой» несколько лет назад выступил инициатором заключения трехлетних соглашений с дорожными компаниями. Идею в дальнейшем поддержали другие предприятия отрасли, областные власти и «Амурупрадор».

— В советское время ответственность за содержание и ремонт автодорожной сети лежала на плечах государственных предприятий. С одной стороны, постоянное финансирование давало госпредприятиям возможность чувствовать уверенность в завтрашнем дне. А с другой — такой подход лишал стимула к развитию. Теперь ситуация прямо противоположная: коммерческие фирмы думают о долгосрочных перспективах, — комментирует руководитель «Амурдорстроя». — Еще шесть лет назад контракт между заказчиком и дорожной компанией на обслуживание автодороги завершался вместе с окончанием календарного года, то есть 31 декабря. Выходило, что дорожники выполняли определенный объем работ — уборку снега, предписания контролирующих инстанций, которые нельзя игнорировать. А оплату за выполнение этих мероприятий зачастую получить не успевали.

Хорошие дороги — это заслуга не только предприятий, которые строят и ремонтируют магистрали, но и неравнодушных амурчан.

Когда контракты стали заключаться на более длительный срок, у дорожных организаций появилась возможность планировать расходы более рационально. Первый трехгодичный контракт «Амурдорстрой» заключил четыре года назад. С тех пор распределить средства, ориентируясь на виды работ, удается более эффективно, отмечают дорожники, для которых даже капризы небесной канцелярии со временем перестали быть неожиданным сюрпризом.

Дорожный вопрос решает население

— К нам нередко обращаются люди с просьбой отремонтировать тот или иной участок автодороги. Особенно часто звонят и пишут жители сельской местности. Мы, конечно, объясняем, что решить все дорожные проблемы не в нашей власти. Советуем обращаться к главам поселений, руководству территорий. Надо отметить, что обращения и требования граждан нередко являются хорошим стимулом к действию для властей на местах. Так было, например, при ремонте дорог на отрезке Екатеринославка — Тамбовка — Константиновка, объездной дороги в Тамбовке, автодороги Благовещенск — Бибиково, где ремонта не было лет 15. Именно активность граждан порой помогает сдвинуть дело с мертвой точки и решить наболевший вопрос. Поэтому я смело могу утверждать, что хорошие дороги — это заслуга не только предприятий, которые строят и ремонтируют магистрали, но и неравнодушных амурчан.

Возрастная категория материалов: 18+