Фото: amurobl.ruФото: amurobl.ru

Никаких торжественных речей и официальных протоколов — губернатор пригласил журналистов в кофейню на набережной Амура. Поэтому двухчасовое общение о глобальных и не очень проблемах под крепкий кофе и чай с чабрецом было простым и искренним. Впрочем, к столь открытому формату общения с Василием Орловым журналисты привыкли — он их уважает, слышит и слушает.

— Мы рады, что наконец смогли собраться. Два года у нас не было подобных встреч — пандемия не давала. Сейчас легкая передышка, поэтому мы смогли увидеться. А еще благодаря тому, что у каждого из нас есть QR-код, — акцентировала в начале встречи пресс-секретарь губернатора Эльвира Оверченко.

Коронавирус ожидаемо стал главной темой разговора — так или иначе он повлиял на все сферы жизни.

— Коронавирус, к сожалению, сильно ограничивает наши возможности. И что с этим делать, пока никто не знает — и не только Амурская область, но и человечество в целом, — подчеркнул Василий Орлов. — Единственное, к чему мы за два года пришли — надо научиться с этим жить. Сингапур первый начал работать по этому принципу. А мы пока идем в классической парадигме: пытаемся оценить риски, обрезать пики заболеваемости, разделить, ввести QR-коды. По большому счету, Россия в этом плане не очень отличается от той же Европы.

Глава региона отметил: сейчас вся система здравоохранения области готовится к встрече нашумевшего в мире штамма COVID-19 «омикрон».

— Проводятся регулярные штабы на федеральном уровне. Звучит достаточно много информации. Что могу сказать: низкая смертность от «омикрона» не должна никого успокаивать, потому что в каждой стране все очень индивидуально. В том числе все зависит от количества вакцинированного населения. У нас ситуация напряженная. Ждем новой большой волны. Если до этого у нас на пике было до 200 случаев коронавируса в сутки, то с «омикроном» эту цифру объективно надо умножать на пять. То есть при нашем коечном фонде 1 700 коек в день будет фиксироваться примерно по 1 000 случаев заболевания. Пока неизвестно, сколько из них будет тяжелых, но готовимся к стрессу. Поэтому надо напомнить людям, что главная защита — это вакцинация.

По словам Василия Орлова, правительство уже сейчас обсуждает алгоритмы работы, учитывая специфику нового штамма: большая контагиозность, более легкая форма течения и быстрое распространение. Акцент будет сделан на работу call-центра, чтобы выстраивать работу с заболевшими людьми, и ускорение ПЦР-тестов, обеспечение бесплатными медикаментами для лечения на дому и привлечение волонтеров.

— Медицинские учреждения готовы по максимуму — больше подготовиться физически нельзя. Вопрос даже не в койках, а во врачах. Ведь за каждым больным должен быть закреплен врач, — объяснил глава региона. — В качестве примера: у нас в Амурской области по нормативам должно было быть порядка 240 аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Мы их приобрели, установили, но вопрос в том, что ИВЛ — сложнейшая штука, которая должна работать под постоянным надзором врачей. Где их столько взять? Об этом никто не подумал. Но, с другой стороны, любые такие ЧС всегда за собой тянут череду ошибок, которые были прогнозируемы. И последствия становятся понятны. И каждые такие ЧС, вспышки делают нас сильнее. Думаю, мы к «омикрону» готовы.

Василий Орлов уверен: в конечном счете, мы научимся жить с QR-кодами и носить маски. И привыкнем. И вспомнил случай из своего студенчества.

— В 1993 году я приехал на учебу в Харбин, в Хэйлунцзянский университет. Помню, хаос на железнодорожном вокзале, абсолютно устаревший по российским меркам город, один светофор на весь Харбин и люди на ослах. И что меня поразило: многие уже тогда ходили в масках. Они к этому привыкли. И мы будем жить с этим. Но, естественно, параллельно наука разрабатывает другие способы борьбы с вирусом, — подчеркнул амурский губернатор. — А в конечном итоге мы все переболеем, выработаем коллективный иммунитет и научимся с этим жить.

Глава региона по просьбе журналистов оценил, каким стал для него прошедший год.

— Чем можно гордиться, не знаю. В принципе, все основные планы у нас исполнены, все объекты идут в графике. Несмотря на то что год был, честно скажу, реально очень тяжелым. Из трех лет моего губернаторства — самым тяжелым. По крайней мере, пока, — признался Василий Орлов. — Из-за паводка мы пережили две чрезвычайные ситуации — с конца мая и до сентября. Это было очень непросто психологически. Два месяца мы собирались практически в ежедневном режиме. Представьте: по 200 человек со всей области на ВКС. Очень значительные ресурсы были отвлечены на ЧС. Но мы справились. Но в целом год — грех жаловаться.  

Темы разговора также касались ремонта дорог и сетей ЖКХ, строительства инфраструктурных объектов, цен на жилье и поддержке новых застройщиков, дефиците кадров в строительстве, сельском хозяйстве и здравоохранении.

— Василий Александрович, мы вот говорим про кадры в экономике. А у нас в журналистике последние годы тоже критическая ситуация со специалистами. Мы, ГТРК «Амур», Амурское областное телевидение не можем найти специалистов, — призналась главный редактор «Амурской правды» Елена Павлова. — Правительство совместно с Дальневосточным ГАУ запустило программу дуальной подготовки кадров, когда студенты учатся и работают, и получают доплату за счет областного бюджета. Можно использовать такой опыт же для студентов-журналистов АмГУ?

— Я не против. Сформулируйте ваше предложение. Это не вопрос денег, главное — чтобы был результат, — отметил губернатор.

В конце встречи журналисты поинтересовались у главы Приамурья, будет ли он участвовать в выборах губернатора в 2023 году.

— Не знаю, — честно ответил Орлов. — Для этого есть два фактора. Первый — доверие президента, второй — естественно, поддержка народа. Для себя не решил. В словосочетании «государственная служба» ключевое слово — «служба». Мы — люди государственные. Будет задача — будем исполнять. 

Возрастная категория материалов: 18+