Фото из личного архиваФото из личного архива

«Картина мира перевернулась!»

В 2020 году семья Крайновых приняла решение во что бы то ни стало всей семьей встретить зиму в теплой стране. Фуд-блогер и мама Мария могла работать из любой точки мира, глава семьи Василий, тогда директор спортшколы, готовился взять большой педагогический отпуск. Но что делать с детьми в разгар учебного года? Соня училась в пятом классе, Ваня только пошел в первый.

— Сначала думали перевести детей на дистанционку, тем более опыт был. До этого Соня полгода просидела дома с уроками из-за пандемии ковида. Тогда все были вынуждены переходить на такой формат, и все родители знают, что дистанционка — ад! — делится впечатлениями Мария.

Именно эта мысль омрачала все планы о воплощении романтической мечты. И мама взялась штудировать законы. «Когда я узнала о семейной форме обучения — что можно жить без строгого расписания, проверки домашнего задания и постоянного отчета перед учителями, картина мира перевернулась!» — признается молодая мама.

«Я нашла в интернете информацию про центр тяжести и прямо в горах провела урок. Мы наслаждались природой, пили сок и изучали физику».

Амурчанка принципиально замечает: о школьных годах в ее семье остались только приятные воспоминания. Мария и Василий оба окончили школу в Циолковском (который до 2015 года был Углегорском), туда же отдали детей. И пожалуй, впервые не нашли понимания со школьной администрацией, когда озвучили созревшее решение.

— Чтобы добиться перевода детей на семейное обучение, в приемную директора я ходила 6 или 7 раз. Сначала заявление просто не принимали, говорили: «Это невозможно, ваши дети ничем не болеют!» В итоге я принесла закон «Об образовании», доказала, что каждый родитель имеет право обучать ребенка дома, независимо от обстоятельств, и забрала личные дела, — рассказывает Мария.

Подписывайтесь на наш телеграм канал  Все самые важные новости короткой строкой

«Ваши родители — ненормальные»

Со скептицизмом и откровенной бестактностью Крайновы сталкиваются до сих пор.

— Соня пошла на КВН, и педагог ей заявила: «Какие-то у тебя ненормальные родители. Как можно было забрать ребенка из школы!» После этого мы ушли из кружка. А когда договаривались об аренде квартиры и я сказала, что нам школа не нужна, хозяйка насторожилась: «Если ваши дети — инвалиды, сдать вам жилье я не могу», — приводит примеры Маша.

Решение семьи неспокойно приняли и в кругу родных. «Родители в очередной раз нас назвали сумасшедшими», — признается она.

Уроки дома: за и против

— Семейная форма обучения предполагает, что родитель сам несет ответственность за усвоение школьного материала ребенком, — объясняет Мария Крайнова. — Взаимоотношения со школой могут быть разными. Можно остаться прикрепленным к школе, чтобы установить график аттестаций: каждую неделю, раз в месяц, раз в год — на ваше усмотрение. Мы собирались уезжать и поэтому не прикреплялись ни к какой школе и не прикреплены до сих пор. Закон позволяет таким, как мои дети, сдать экзамен один раз — за 9-й класс, за всю усвоенную программу, на общих основаниях.

Многие противники семейного обучения тиражируют страхи: дети находятся в изоляции, учатся по ложным учебникам у самозванцев и не осознают свой уровень знаний. Адепты нетрадиционной системы, напротив, называют ее элитарной, открывающей свободу выбора и расширяющей кругозор. «Прелесть в том, что мы с детьми самостоятельно можем составлять программу обучения, опираясь на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). А ресурсы я подбираю сама. Покупаем красивые интересные книжки, смотрим фильмы и блогеров в социальных сетях. Я покупаю или беру бесплатно курсы у специалистов, которым доверяю. Литературу Соня учит с писателем и журналистом Дмитрием Быковым, историю — с заслуженным учителем РФ Тамарой Эйдельман», — рассказывает мама.

«Чему же детей научит домохозяйка?» — любимый аргумент противников семейного обучения.

— Я в физике никакая, в химии — тем более, — смеется Мария. — Что делать, когда дети задают вопросы? Самое простое — взять учебник. Но это скучно, это не наш метод. Я смотрю поурочные планы из образовательных стандартов и заявленные темы ищу в «Тик-токе» или у блогеров, которые интересно излагают научную информацию. Вы не ослышались: «Тик-Ток» — идеальная площадка, в которой можно найти краткое резюме урока. Если я чувствую, что недотягиваю, — нанимаю репетитора!

«Но репетитор стоит денег. А в школе научат бесплатно!» — возражают оппоненты.

— Зато мы не покупаем школьную форму, экономим на канцелярии — у Сони всего две тетради, не скидываемся на подарки учителям. Мы тратим столько, сколько бы потратили на сборы в школу, — парирует Маша.

Занятия без капризов и усталости

В числе несомненных преимуществ мама называет комфортный процесс обучения. «Мы ушли от формализма, в котором нет никакого смысла: не оформляем тетради, не тратим время на рефлекторное отступание клеточек, на «встали-сели», не отвлекаемся на тех, кто плохо себя ведет в классе. Мы очень мало учимся, Ваня сидит за уроками не более двух часов и даже не каждый день. Говорите, нет социализации? У нас море свободного времени. Куда только дети не ходят — плавание, картинг, художка, скорочтение, ушу. Соня увлечена языками, учит сразу четыре, состоит в языковом клубе и созванивается с девочками из Лондона и США, чтобы обсудить сериалы. Ваня заинтересовался написанием книг — создает трилогию про пиратов, а я склеиваю ему листочки», — рассказывает Мария. Понаблюдав за детьми, мама заметила: почти незаметная учеба им — в удовольствие, нет капризов и усталости от зубрежки и рутины. В семье стерлись границы между буднями и выходными.

Совершив большое путешествие по 55 городам России, Крайновы решили обосноваться в Брянске. Василий устроился на работу в центр для детей-инвалидов — ведет адаптивную физкультуру. Мария работает удаленно. Соня и Ваня по-прежнему находятся на семейном обучении.

— Мы не уходим на каникулы, учимся всегда и везде. Из любого события, из каждого дня можно сколотить урок! К примеру, летом мы поднимались на гору в Пятигорске и купили там сувенир — птицу, которая клювом держится за вершину пирамиды. Ваня заинтересовался: «Почему птица не падает? Как она удерживается в полете?» Я нашла в интернете информацию про центр тяжести и прямо в горах провела урок. Мы наслаждались природой, пили сок и изучали физику, — вспоминает Мария. — Я выработала привычку объяснять детям все с научной точки зрения, когда у них есть в этом потребность. Так они запоминают лучше. А не когда ты посадил их и сказал: «Записываем!»

Отсутствие оценок — жирный плюс

Жирным плюсом семейного обучения Мария считает независимость от оценок. Это свобода от мнения учителей и от сравнения себя с другими. «Никто не давит в детях личность. Они растут уверенными в себе. Мои дети не услышат от взрослых: «Не спорь! Я лучше знаю!» И они не станут раболепствовать перед взрослыми, чтобы заслужить пять, — замечает мама.

Как проверить, работает ли методика? Очень просто. Предусмотрены интернет-площадки для промежуточной аттестации. «В начале этого учебного года Соня начала тревожиться, что мало знает и мало учит. Я предложила ей без подготовки пройти аттестацию за 6-й класс. Внимание: было начало октября, она только перешла в 6-й класс. Тем не менее все тесты сдала на 4 и 5. А сейчас Соня поставила цель — подготовиться и сдать основные государственные экзамены (ОГЭ) за девятый класс в 14 лет. Ваня тоже от сверстников не отстает, а по математике побежал далеко вперед. Решать примеры за второй класс ему уже скучно», — гордится сыном Мария.

Соня увлечена языками — учит сразу четыре. Ваня пишет книжную трилогию про пиратов.

Задумавшись, амурчанка называет только один недостаток семейной формы обучения — родителям приходится поднимать школьную программу и вспоминать давно забытое, быть педагогом по всем предметам.

— Но для меня это плюс. Я сама этим горю и все уроки смотрю вместе с детьми. Мне до сих пор интересно узнавать что-то новое, — признается она. — А то, что у детей не будет класса и выпускного бала, я не считаю проблемой.

Кто-то скажет: такой энтузиазм — побочный эффект от избытка свободного времени. Мол, невозможно, придя с работы как выжатый лимон, садиться за уроки. Однако Мария отмечает: помимо школьных обязанностей, она успевает вести блог, подрабатывать журналистом и мотаться в командировки.

Как учиться на берегу океана и в путешествиях

Зимой 2020-го Крайновы уехали в Индонезию, где провели три месяца. Почти сразу решились на эксперимент — отправили детей в частную школу.

— Мы жили в деревеньке, где поселились европейцы и русские. Попалась активная мамочка из бизнес-элиты Джакарты, которая и организовала школу: сняла домик, наняла учителей. Стоимость за обучение была символической — в переводе на наши деньги это порядка тысячи рублей в месяц за ребенка. Обучение проходило на английском, раз в неделю проводился урок индонезийского языка. Детей было мало, подход индивидуальный. Соня помогала Ване переводить задания, а Ваня всех учил русскому языку, — рассказывает Мария.

После отпуска семья не стала возвращаться к прежнему укладу жизни. К концу учебного года Василий уволился с работы в Циолковском, и Крайновы ввязались в новую авантюру. «Через всю страну гнали машину к друзьям из Москвы. Смотались во Владивосток, выбрали вместе с ними по видеосвязи японский семейный автобус с нулевым пробегом. И в путь!» —  смеется Мария. Вчетвером объездили весь Дальний Восток, побывали на озере Байкал, изучили Сибирь, исколесили европейскую часть страны, Кавказ и Горный Алтай, отдохнули на море в Краснодарском крае, посетили самые большие города Центральной России. За 80 дней — 25 тысяч километров. И все это время, несмотря на летние каникулы, дети не забрасывали учебу. «В  Telegram есть каналы с аудиоэнциклопедиями. Грех было не изучать географию. Мы играли в игры, развивающие логическое мышление. Наша любимая — города: вспоминали все 55 городов, в которых побывали!» — улыбается Маша.

Возрастная категория материалов: 18+