Фото: Kremlin.ruФото: Kremlin.ru

Взлёт и падение магистрали

БАМ — одна из самых современных железных дорог в  стране. Трасса пересекает семь горных хребтов, 11 крупных рек, на ней построено 8 тоннелей и более 2 200 мостов. Возведено более 200 станций и разъездов, 60 городов и поселков. Десять лет транспортные строители прокладывали магистраль и состыковали ее, а еще через пять лет сдали дорогу в эксплуатацию. Страна получила второй и более короткий выход к Тихому океану (он на 500 км короче, чем по Транссибу) и доступ к богатейшим месторождениям природных ресурсов. 
 

Фото: Эдуард Брюханенко

БАМ был достижением и гордостью СССР, однако во время политического и экономического кризиса 90-х все изменилось. Промышленное производство в стране резко сократилось, крупнейшие заводы остановились. Как следствие — объемы перевозок по БАМу упали в два раза. В 1996 году Байкало-Амурская железная дорога — самая молодая, современная и мощная в стране — была расформирована. 

Из Тынды пошел резкий отток высококвалифицированных кадров. Уезжали лучшие специалисты — вместе с семьями. Если до этого население Тынды превышало 70 тысяч человек, то сейчас — чуть больше 30. Рухнули планы развития региона, закрывались промышленные предприятия. Север Приамурья потерял производственные мощности, а вместе с ними — и шансы на развитие. На БАМ обрушился вал критики: «дорога в никуда» и «самый длинный памятник застою» — пестрили заголовки в перестроечных СМИ.

Старт БАМу-2 дал президент 

Но не бывает дорог «в никуда» — и жизнь это доказала.

— Когда БАМ сдавали в эксплуатацию, на нас обрушился вал критики: мол, и дорогу не туда построили, и рельсы уже ржавеют. Но прошло немного времени, и БАМ стал задыхаться от грузопотоков. Хотя территорию вокруг него еще только начали осваивать, — говорил Герой Социалистического Труда Ефим Басин, руководивший строительством БАМа. 

И государство решило увеличить пропускные способности Восточного полигона железных дорог. 8 июля 2014 года, в день празднования 40-летия начала строительства магистрали, Владимир Путин дал старт реализации первого этапа масштабного проекта модернизации и развития Восточного полигона, в том числе и БАМа. Началось строительство тоннелей, двухпутных вставок, открытие новых разъездов.

«Предусмотрены большие средства в расширение БАМа, и это должно вдохновлять наших ветеранов, должно показать им всем, что они работали не зря, не напрасно».

— С началом двухтысячных годов стало очевидным, что БАМ в высшей степени востребован, но и его уже даже не хватает, — заявил тогда президент России. — За страной нужно закрепить статус мощной транспортной державы, с которой легко, комфортно и выгодно в экономическом смысле работать. Предусмотрены большие средства в расширение БАМа, и, на мой взгляд, это должно вдохновлять наших ветеранов, должно показать им всем, что они работали не зря, не напрасно. Они осуществили огромный, очень нужный для страны проект, который будет развиваться и дальше.

Фото: Восточный военный округ

С 2018 года начался второй этап реализации проекта — так называемый БАМ-2. Планировалось к 2024-му увеличить провозную способность железных дорог, ведущих к морским портам и погранпереходам Дальнего Востока, до 180 миллионов тонн. А на третьем этапе планку решили поднять до 210 миллионов тонн к 2030 году и до 255 миллионов тонн — к 2032-му. 

Решение было своевременным. Глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров заявил: в 2023 году объемы перевозок на Восток впервые в истории превысили объемы на Запад и побили все рекорды. Из-за введенных против России санкций после начала специальной военной спецоперации на Украине для многих предприятий европейской части страны поворот на Восток стал «фактически дорогой жизни», — цитирует РБК слова главного железнодорожника. 

Ветераны мечтают о развитии Севера 

БАМ активно развивается и готовится к полувековому юбилею. Меняется и столица магистрали — в Тынде идет масштабный ремонт дорог, учреждений, строится ледовая арена. Особый акцент регионального правительства сделан на переселении бамовцев из аварийного жилья.

За всем этим внимательно следит и поддерживает добрые дела Общероссийская общественная организация «Бамовское содружество», объединившая более 70 тысяч человек в разных регионах страны. В ее руководстве — Герои Соцтруда и заслуженные строители России, проектировавшие и строившие БАМ.

«В 90-х годах многие говорили, что БАМ неперспективен, что это дорога в никуда. Но, как вы отметили, это не так!»

По просьбе бамовцев «Амурская правда» и озвучила президенту вопрос на «Прямой линии»: не пора ли вернуть легендарную магистраль на карту железных дорог России? Она вот уже почти 30 лет разделена и работает в составе Дальневосточной и Восточно-Сибирской железных дорог. 

— Ветераны стройки предлагают создать Байкало-Амурскую железную дорогу от Тайшета до Советской Гавани в составе ОАО «РЖД». Они считают, что это позволит ускорить сроки реализации проектов БАМ-2 и БАМ-3 и даст старт строительству новых железных дорог на востоке страны, — озвучила предложение спецкор «Амурской правды» Ирина Ворошилова.

Глава государства ответил, что не знал о разделении БАМа, и пообещал обсудить предложение с гендиректором РЖД и министром транспорта России. 

Фото: Kremlin.ru

— Если они считают, что необходимо объединять, пусть объединяют, я не против, — подчеркнул Владимир Путин. — Я переговорю с ними, и, если это целесообразно — пусть делают, я не возражаю. Обещаю, что посмотрю на это. Тем более если инициатива исходит от бамовцев, надо относиться к этому с уважением. 

Бамовец пригласил президента на юбилей 

Обсуждение инициативы ветеранов стройки прошло уже на следующий день — на Железнодорожном съезде в Москве. Президент стал его гостем. Говоря об итогах года и планах ОАО «РЖД», его руководитель напомнил о прозвучавшем из Амурской области вопросе о статусе БАМа. 
 

Фото: Kremlin.ru

— Владимир Владимирович, мы — счастливая организация, мы помним свою историю, у нас есть ветераны, — обратился Олег Белозеров к главе государства. — После «Прямой линии» мы сразу же связались с нашим аксакалом — Геннадием Матвеевичем Фадеевым (первый министр путей сообщения России, первый президент ОАО «РЖД». — Прим. АП) и с министром транспорта Виталием Геннадьевичем Савельевым. Вспомнили: БАМ был сформирован как отдельное предприятие Советом министров в 1980 году, а реформировали его в 1996-м, исходя из чисто экономических составляющих. За эти годы поменялась технология — у нас сейчас Дальний Восток работает по полигонной технологии. И поэтому было укрупнение железных дорог. Их стало меньше, но мы работаем более эффективно. БАМ никуда не уходит, даже в паспорте Восточного полигона специально упоминается БАМ и Транссиб. Мы взаимодействуем с «Бамовским содружеством», давно знакомы. Сохраняем все традиции и учим молодежь героизму на тех примерах, которые были при строительстве БАМа.

Глава РЖД добавил, что компания готовится к юбилею, открывает мемориалы, организовывает спортивные турниры. «Например, сегодня во Дворце спорта Тынды проходит ежегодный турнир «Бамовский самбист», в котором участвуют подростки, живущие в поселках на трассе магистрали», — отметил он. И попросил передать слово делегату съезда из столицы БАМа — начальнику эксплуатационного локомотивного депо Тынды Сергею Утюгову, который почти 30 лет работает на предприятии. 

— В будущем году планируется грандиозное мероприятие — 50 лет БАМа. В 90-х годах многие говорили, что БАМ неперспективен, что это дорога в никуда. Но, как вы отметили, это не так! — сказал Сергей Утюгов. — БАМ возрождается, возрождается столица БАМа — наш город Тында. С помощью государства ведется развитие нашего полигона, строится БАМ-2, вводятся новые станции, открываются новые вакансии, появляются новые люди. Владимир Владимирович, пользуясь случаем, от лица своих земляков, строителей и ветеранов БАМа хочу пригласить вас на юбилей — на 50-летие БАМа, которое состоится 8 июля 2024 года. 

— Это большое событие в жизни страны. Не только для бамовцев — для всей страны, это очевидно, — ответил президент России. — И мы должны это отметить достойно, вспомнить ветеранов, еще раз сказать им слова благодарности, достойно провести мероприятия. Мы так и сделаем! Спасибо за приглашение!

Владимир Путин добавил: в нынешней политической ситуации БАМ нуждается в повышенном внимании. 

— В отношении восточной части сети дорог мы употребляем практически военную терминологию — полигоны. И не случайно. Нужно иметь в виду, условия, в которых живет наша страна: противник пытается дотянуться до важнейших объектов инфраструктуры Восточного полигона. Надо быть очень внимательными. Конечно, это прежде всего задача правоохранительных органов, специальных служб и Росгвардии. Но я обращаюсь к вам, ко всем, кто там работает: нужно проявлять должную бдительность! — подчеркнул президент. 

Президент дал старт работе амурскому тоннелю 

Именно с Железнодорожного съезда Владимир Путин по видеосвязи открыл новый Керакский тоннель в Амурской области — на Забайкальский железной дороге. Старый признан аварийным и уже не справлялся с нагрузкой. 

По новому тоннелю поезда смогут проходить на большей скорости, и провозная способность участка Транссиба Бамовская — Белогорск увеличится со 120 миллионов до 131 миллиона тонн грузов в год. В результате вырастут объемы перевозок в направлении Дальнего Востока и стран АТР.

Фото: amurobl.ru

В историческом событии — пуске тоннеля принял участие губернатор Амурской области Василий Орлов. Стоя у портала нового тоннеля вместе со строителями и железнодорожниками, он поблагодарил главу государства и генерального директора ОАО «РЖД» за особое внимание к регионам Дальнего Востока и в частности, Амурской области.

— По-вашему, Владимир Владимирович, поручению идет развитие Восточного полигона, и Амурская область играет важную роль в этом процессе. У нас по территории проходят Байкало-Амурская и Транссибирская магистрали. Работу, которую сегодня проводят «Российские железные дороги», переоценить невозможно. Мы взаимодействуем по целому ряду направлений в социальной сфере: здравоохранении, образовании, совместно готовим к 50-летию БАМа Тынду и притрассовые поселки. Для Амурской области РЖД является крупнейшим работодателем, инвестором и налогоплательщиком, — отметил Василий Орлов. — За работу и взаимодействие благодарю Олега Валентиновича Белозерова и всех железнодорожников. Сегодня проводится колоссальная работа, и мы рассчитываем на то, что будут дополнительные поручения по развитию Восточного полигона. Мы в этом очень заинтересованы.

Возрастная категория материалов: 18+