• В маленьком Норске живут в основном пенсионеры, у многих хронические заболевания. Фото: Н. Сенчишин
  • Фото: Николай Сенчишин
  • Фото: Николай Сенчишин

Хроническая проблема: ФАП есть, фельдшера нет

Жители Норска пересылали друг другу новость из газеты «Селемджинский вестник». В публикации был график работы выездной бригады медиков на февраль. В списке населенных пунктов, где намечался День здоровья, перечислены все, кроме Норска.

— Мы никому не нужны. Второй год без медика. Раньше хоть кто-то приезжал вахтовым методом, работал, лечил нас. А с сентября ФАП вообще наглухо закрыт. Что делать? У нас в основном пенсионеры. Зимой все болели, температура высокая. Мы даже не знали, чем болели, и лекарств не было. Никому до нас нет дела. Помогите нам, — обратились в редакцию жители села.

Центральная больница Селемджинского района находится в Экимчане, до Норска в случае плохой погоды ехать 7—8 часов, рассказали местные жители. 

— Население прикреплено к больнице Февральска, обслуживаться должны там. Мы искали фельдшера или медсестру, которые согласятся работать в Норске и Огодже, но ни одного отклика на вакансии не было. Никто ни разу не позвонил, — прокомментировала главный врач ЦРБ Светлана Гумлевая.

Бригада из Селемджинской больницы по вторникам выезжает в села северного куста: Стойбу, Токур, Златоустовск, Ивановское, Огоджу, Ольгинск, Коболдо.

— Я все понимаю, но у меня все специалисты в одном экземпляре, даже педиатр, хирург, врач УЗИ и так далее, — высказывается Светлана Гумлевая. — Если ехать и в Норск, то за сутки мы не уложимся, а я не могу из больницы, полностью из района, забрать всех специалистов и поехать в Норск. А вдруг что-то случится?

Единственный медик, который десятилетиями жил в Норске, в сентябре 2022 года уехал. Это фельдшер Альбина Супрун. Когда умер супруг, одной в доме стало некомфортно, да и колоть дрова пенсионерке самой нелегко. Прошлой весной женщина вернулась в дом, как на дачу, и по просьбе односельчан отработала на своем посту до сентября. А после — снова уехала в город.

— В селе есть астматики, гипертоники, сердечники, диабетики — через одного ведь пожилые! И за каждым нужно наблюдать. А кроме того, далеко не у всех есть машина, чтобы в аптеку съездить. Это же не ближний свет — 80 километров до Февральска. А я собирала списки, кому что нужно, у нас была машина, мы обеспечивали людей медикаментами, — рассказывает Альбина Тимофеевна. — Часто экстренные вызовы были. Рядом дорога, поэтому, бывало, выезжали на ДТП. Или когда старателям нужно было до прибытия санавиации оказать первую помощь. Как-то на лодке привезли сотрудника артели с приступом аппендицита. Помню, возила в больницу женщин экстренно с гипертоническим кризом, с анафилактическим шоком от укуса насекомого. С фельдшером, конечно, всегда спокойнее. Летом я снова планировала жить в Норске. Но это не точно. Поживем — увидим.

Дорога к ФАПу всю зиму была заметена снегом. Местные надеются, что сюда тропинку еще вытопчут. Фото: Николай Сенчишин

Но сегодня ФАП, который располагается в местной школе, пустует. Там словно остановилась жизнь: медицинские карты пылятся на полках, дверь снаружи зимой замело снегом. Сюда уже давно никто даже не пытается идти за помощью.

Своя больница и целый штат медиков — в прошлом

В Норске в 60—70-х годах была даже своя участковая больница с круглосуточным стационаром на 12 коек. Тогда в селе работали лесхоз, промхоз, транспортная контора, перевалбаза, банк, телефонная станция и даже аэропорт. Насчитывалось около 600 жителей. Надежду Вишвенко — еще одного фельдшера, бывшего на пенсии — даже не сразу приняли на работу: штат и так был укомплектован. Был и терапевт, и четыре дежурных медсестры, фельдшер и медсестра в амбулатории, фармацевт в аптеке. Но в 90-е годы медицина была разбита. Теперь в здании старой больницы — гаражи.

— Очень плохо, что в нашем селе нет медика, — делится переживаниями Надежда Вишвенко. — Ко мне, как к человеку с медицинским образованием, обращаются с разными болячками, но я ведь не уполномочена оказывать помощь. По возможности помогаю односельчанам: когда им, например, врач назначит уколы делать, я делаю. Соседям разве откажешь? А когда нужна была срочная помощь врача, приходилось больного на машине администрации везти. Водитель везет и боится, чтобы пациент по пути не умер.

Сегодня в Норске проживает порядка 100 человек, в том числе 11 детей, но подавляющее большинство — пенсионеры с хроническими заболеваниями. Скорую помощь из Февральска ждать долго, такси — дорого, от цен давление может подскочить.

Житель Норска Николай Матросов нуждается практически в постоянном наблюдении медиков. У него астма и хроническая обструктивная болезнь легких. Все — в тяжелой форме. Фото из личного архива

У бывшего главы села Николая Матросова астма в тяжелой форме и хроническая обструктивная болезнь легких тяжелой формы. Он стоит на учете в Институте патологии дыхания и нуждается в постоянной помощи медиков. Обострение начинается каждые полгода — житель Норска попадает в больницу.

— Я перед вашим звонком на кислороде дышал, каждый день по 2—3 раза подключаюсь, делаю ингаляции с лекарством. Тяжело, но ничего, живем! — бодрится Николай Матросов.

Вот только даже слушать мужчину больно. Через слово его душит кашель. Николай поминутно извиняется.

— В минздраве нам сказали, что на сайте висит вакансия и для нас работает скорая поселка Февральск. Но она к нам не приедет, у них самих не хватает врачей. Фельдшер нам очень-очень нужен. У меня как-то было очень сильное обострение астмы, я попросил, чтобы меня повезли в больницу в Институт патологии дыхания. Проехали метров 100 — почувствовал, что не доеду просто. И развернулись, поехали к фельдшерскому пункту. Тогда фельдшер еще работала — сразу посадила на скорую и оперативно повезла в Февральск, предварительно поставив шесть уколов, и в пути дважды останавливались, чтобы уколы сделать. Если бы не это, меня просто уже не было бы, — вспоминает больной. — А в Февральске врач-терапевт очень хороший — Потапова, она быстренько поставила меня на ноги, пролежал дней 20 в интенсивной терапии, через каждые 2 часа мне капельницы ставили, чтобы я пришел в себя. Спазм идет, лекарства хватало на час максимум, невозможно было дышать.

— Мы с 2022 года неоднократно обращались в районную больницу, я лично говорил с главврачом, меры принимались, — комментирует глава села Валерий Сенчишин. — Объявления о вакансии были размещены в соцсетях. Но безрезультатно. По программе «Земский фельдшер» приезжала девушка из Иркутска. Но ее не устроило денежное содержание программы — она хотела получить три миллиона, но по правилам могла рассчитывать на один.

В Селемджинскую районную больницу, по данным регионального минздрава, в 2021—2022 годах были приняты на работу пять медиков: два терапевта, акушер-гинеколог, анестезиолог-реаниматолог, стоматолог. До сегодняшнего дня остались четверо. Они, по данным ведомства, получили выплаты по программе «Земский доктор». Врачи обеспечены жильем.

В Норск 26 марта наконец-то приедет бригада врачей из февральского подразделения тындинской больницы. Детей и взрослых обследуют терапевт, педиатр, хирург, гинеколог, оториноларинголог, невролог. 

— Учитывая территориальную удаленность Норска от Экимчана, большая часть населения прикреплена к частному учреждению здравоохранения «РЖД — Медицина» в Февральске, — отвечали на наш запрос еще в декабре в министерстве здравоохранения Амурской области. — Скорая и неотложная медицинская помощь населению Норска оказывается в круглосуточном режиме бригадой скорой медицинской помощи ЧУЗ «РЖД-Медицина». С целью оказания медпомощи населению Норска до сентября 2023 года осуществлялись выезды врача-терапевта участкового участковой больницы Стойбы (структурного подразделения учреждения) 1 раз в месяц. С января 2024 года в Норск, согласно графику, будет выезжать бригада медработников учреждения с целью оказания медицинской помощи населению, прикрепленному к учреждению.

Жителей Норска готовы лечить медики железнодорожной больницы

Последней в ФАПе работала фельдшер Альбина Супрун, которая после смерти мужа уехала из любимого села. Помещение очень ждет новую хозяйку. Фото: Николай Сенчишин

Однако ни в январе, ни в феврале, ни в марте бригада медиков до маленького Норска так и не доехала. Мы отправили запрос в филиал ОАО «РЖД» «Дальневосточная железная дорога». В компании ответили, что в начале прошлого года больница «РЖД-Медицины» поселка Февральск была присоединена к поликлинике «РЖД-Медицины» в Тынде. Что учреждение укомплектовано персоналом и функционирует без приостановления деятельности. А почему медиков еще не видели в Норске, вопрос.

— В населенном пункте Норск Селемджинского района имеется фельдшерско-акушерский пункт с транспортным средством, относящийся к ГБУЗ АО «Селемджинская больница». Однако данное подразделение государственной системы здравоохранения не укомплектовано кадровым работником. В этой связи население Норска выбрало для обслуживания частное учреждение здравоохранения «Поликлиника «РЖД-Медицина» города Тында» — поликлинику № 9 и стационар № 1 (на станции Февральск), — написано в официальном ответе филиала ОАО РЖД «Дальневосточная железная дорога». — В настоящее время администрацией медицинского учреждения формируется график выездов специалистов в данный населенный пункт.

Фото: Николай Сенчишин

С какой периодичностью будут приезжать медики из Февральска в Норск, еще уточняется. Но пока материал готовился к выходу, стало известно, что спустя столько времени в Норск наконец-то приедет бригада врачей из февральского подразделения частного учреждения здравоохранения «РЖД-Медицина» г. Тынды. Завтра, 26 марта, детей и взрослых обследуют терапевт, педиатр, хирург, гинеколог, оториноларинголог, невролог. 

В Норске к визиту бригады медиков готовятся — расчистили от снега вход в пустующий ФАП. Жители рады, что на них обратили внимание. Но при этом и своего будущего фельдшера ждут с открытым сердцем. Что они могут предложить со своей стороны, так это капитально отремонтированный теплый дом, гостеприимный прием и болеть как можно меньше.

В прокуратуре Амурской области сообщили, что вопрос организации медицинской помощи в Норске находится на контроле ведомства.

Возрастная категория материалов: 18+