Созданное в Москве десять лет назад Российское авторское общество в каждом регионе обзавелось своими представителями, но основные силы сгруппированы, естественно, в центре страны. В Хабаровске имеется Дальневосточный филиал этого общества, от имени которого я действую. Разумеется, одного представителя недостаточно. Одному мне за всеми нарушениями не уследить, и в итоге авторы недополучают свой гонорар, а это огромные суммы. Те же композиторы требуют: где бы ни звучала их музыка, за это нужно платить! Например, создатель чудесных детских песен Владимир Шаинский в нашей стране был нищим, а когда уехал в Израиль, мгновенно разбогател! Там, как только по радио или телевидению звучало одно из его произведений, он тут же материально вознаграждался. - В России эта система до сих пор не налажена? - Роль авторов остается приниженной, за свой труд они не получают сполна, хотя в последние два-три года отношение к ним стало заметно меняться. Обратите внимание, какие известные и влиятельные люди встали во главе Российского авторского общества: народные артисты России, композиторы Юрий Антонов, Андрей Макаревич, Александр Розенбаум, Владислав Казенин, Павел Слободкин, заслуженные деятели искусств России Олег Галахов, Сергей Есин. Кстати, общество такое существовало и до революции, называлось иначе, но всегда содержалось на взносы. Сегодня вопрос о гонорарах прорабатывается. Кстати, не случайно и ставки уже не прежние, копеечные, а намного выше. Например, директор ресторана должен заплатить не менее трех тысяч в месяц за то, что в его заведении звучит музыка. Если же там больше ста мест, то с него взыскиваются десять с половиной тысяч рублей. Телевидение выплачивает теперь три процента от общего сбора. Зато авторы действительно стали увереннее в своих правах. - Насколько часто к вам обращаются с жалобами о нарушении авторских прав? - Очень часто, и даже те, кому помочь не в моей компетенции: ученые, медики, художники. Не так давно член Союза художников России писатель Валерий Разгоняев издал книгу. А в одном из ресторанов услышал песню на свои слова, но в искаженном варианте. Защитить от такого произвола я не в силах. Моя задача - сделать так, чтобы автор получил гонорар. Те, от кого это зависит, ведут себя по-разному. Генеральный директор "Радио-экспресс" Владислав Малик на мое замечание: вы работаете без лицензии на право использования музыкальных произведений в передачах, заметил, что авторский гонорар - дело святое. Он выплачивается в первую очередь, только потом решаются вопросы о выплате за аренду помещения, свет и прочее. А ведь бывает с точностью до наоборот. И это уже нельзя назвать мелкой недоработкой. Есть такое определение "воровство интеллектуальной собственности". - Руку помощи кому протягиваете? - Поэтам, писателям, композиторам и драматургам. В свое время я окончил Московскую консерваторию, поэтому и специализируюсь именно по музыке. Художникам, к сожалению, мне приходится отказывать. Кстати, они в нашей стране оказываются вовсе беззащитными. В этом меня убедил случай с членом Союза художников России Николаем Карнабедой, автором памятника Святителю Иннокентию. Каково же было его удивление, когда он увидел свое изваяние отпечатанным на бутылках с газированной водой! Только защитить его было практически некому - художнику пришлось самому отстаивать свои права в суде. - Какими полномочиями вы наделены? Расскажите о методах своей работы. - В моей работе два полюса. Положительный - бесплатное посещение театров, кино, концертов. Это подарок судьбы, от которого я не устаю. Но есть и неприглядная сторона - выбивать деньги, требовать от администраций учреждений заплатить автору. А отношение у руководителей к этому вопросу очень неоднозначное. Так, директор одного ресторана заявила мне: "Как это так? Я должна платить какому-то композитору, у меня повар столько не получает!" Очень часто сталкиваюсь с непониманием, так что приходится в суд обращаться. Работаю и с телекомпаниями. Многие вначале думали, что кто-то просто пытается незаконно содрать с них деньги. Но в итоге понимание было достигнуто. Кроме того, моя задача следить за эксплуатацией произведений авторов, живущих в Центральной России. Я должен присутствовать на репетициях, спектаклях, чтобы убеждаться, что нет отклонений от текста. А ведь сегодня, чтобы собрать публику, модно сопровождать действо полуголыми девушками или канканом, но для этого требуется разрешение автора. - Но вы не можете быть одновременно повсюду! - Именно поэтому мы не в состоянии защитить полностью права наших авторов. Для этого нужен аппарат. - Всегда ли вам удается восстановить справедливость? - Нет, иначе пришлось бы судиться каждый день. А отстаивать приходится больше всего права знаменитостей, которые не обращаются ко мне лично, но я должен собирать определенные сведения и отправлять в столицу. А наши местные замечательные композиторы, писатели, поэты почему-то не пропагандируются сегодня, их сборники почти не издаются. И все-таки я остаюсь оптимистом. Президент Владимир Путин неоднократно поднимал вопрос необходимости обратить серьезное внимание на защиту авторских прав. Именно тогда у нас будут развиваться культура, искусство, наука. Верю, что в недалеком будущем российские творцы будут получать достойный гонорар и смогут зарабатывать на жизнь, нигде не подрабатывая.

Возрастная категория материалов: 18+