То есть она тормозит внедрение новых технологий в здравоохранении. Согласно статье 24 Закона "О медицинском страховании граждан РСФСР", тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинского учреждения и современный уровень медицинской помощи. Но утвержденные тарифы на подушевое финансирование амбулаторно-поликлинических учреждений не только нерентабельны, они еще и убыточны. В Благовещенске четыре детские поликлиники едва сводят концы с концами, чтобы как-то существовать, не говоря уж о развитии. Вопрос подушевого финансирования неоднократно ставился перед руководством ФОМС и департаментом здравоохранения, однако воз и ныне там. Для примера два факта финансирования: по подушевому принципу и посещениям (так называемому гонорарному). Ребенок в среднем в год посещает врача от 9 до 12 раз. Ежемесячный платеж подушевого финансирования должен быть не менее 75 и не более 100 процентов оплаты за одно посещение (по гонорарному типу). На самом деле стоимость посещения врача по поводу заболевания колеблется от 122 рублей (у отоларинголога) до 430 рублей (у гематолога). Подушевое финансирование на одного ребенка в месяц - 52 рубля 6 копеек, что в процентном отношении к гонорарному типу оплаты составляет от 42,7 до 12,1%. По самым скромным подсчетам, финансирование по подушевому нормативу занижает доходную часть лечебных учреждений в два раза. В течение двух лет мы обращались в ФОМС и департамент здравоохранения по этому поводу, но ничего не изменилось. Поэтому мы приняли решение перейти вновь на оплату по гонорарному типу, то есть по посещениям. Не трудно угадать, в какую сторону рванет тариф для оплаты по гонорарному типу. Сегодня финансирование медучреждений, оказывающих помощь в дневных стационарах, нерационально. Открытие их - вынужденная мера, так как нет достаточной материально-технической базы в поликлиниках. Поэтому условия финансирования должны стимулировать развитие дневных стационаров, а не препятствовать этому. Но это трудно доказать чиновникам. В детской больнице дневной стационар определен в одну смену с 8 до 16 часов, и считаю, что это не противоречит действующему законодательству, а также удобно для детей и их родителей. Согласно территориальной программе ОМС нашей области, пациенты детского возраста обеспечиваются одноразовым питанием - завтраком, и на это предусмотрено от 7 рублей 25 копеек до 8 рублей 61 копейки. С учетом цен на нашем рынке, чем можно накормить ребенка? Но ведь можно внести незначительные изменения в формирование и разбивку тарифа, если уменьшить питание в круглосуточном стационаре (для некоторой категории больных предусмотрено от 120 до 180 рублей в день) и увеличить в дневном. Думаю, это взаимовыгодное решение. Кстати, программой предусмотрено обеспечение питанием одного из родителей, госпитализированных с больным ребенком, однако в тарифе об этом ни слова. Одним из положительных моментов ОМС было оказание детской городской больнице бесплатной лекарственной помощи, в том числе и за пределами перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Но согласно перечню штрафных санкций, лечебное учреждение подвергается штрафу за назначение лекарственных средств, не входящих в этот перечень. И каждое такое назначение лечащий врач должен согласовать с контрольно-экспертной комиссией (созывать ее, подписывать все бумаги, а после этого нужно препарат выписать, оплатить и получить). К этому времени может оно уже и не нужно будет. Данный пункт перечня штрафных санкций противоречит статье 58 Основ законодательства, где сказано, что рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом. А здесь назначение (для одного ребенка) лекарственных средств определяется решением целой комиссии! Еще один из негативных моментов - обеспеченность больниц и поликлиник средним и врачебным персоналом. По мировым стандартам эффективная работа врача будет достигнута, если это соотношение будет равно 1 к 4. У нас сегодня оно едва дотягивает до двух, а то и ниже. И потому ту работу, которую должна выполнять медсестра, делает врач (в нашей больнице не хватает около трехсот медицинских сестер!). Не решен вопрос подготовки среднего медперсонала, количества выпускников явно недостаточно, и продолжается это не один год. Имеются значительные трудности последипломной подготовки врачей-педиатров, детских хирургов, урологов, анестезиологов, и препятствует этому действующая сегодня законодательная база. Количество мест для подготовки ограничено, а потребность - велика. Но прогресс в здравоохранении зависит не только от кадрового потенциала, но и от наличия оборудования. Конкурентоспособность государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений сегодня низка, и заметного прогресса здесь нет. Оборудование устаревшее, необходимо его пополнять, и, думаю, не последнее слово должна сказать система медицинского страхования. Тот объем оборудования, который закупается на средства ОМС, крайне недостаточен. При рациональном же использовании имеющихся денежных ресурсов этот объем можно было бы увеличить, разрешив руководителям ЛПУ тратить не менее 10% от финансирования на эти цели. Но сколько лет для этого нужно обивать пороги?..

Возрастная категория материалов: 18+