Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №41 (28931) от 22 октября 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
27 октября 2020,
вторник

Рогозовские школьники изучают историю по карте 1975 года

В редакцию "Амурской правды" пришло письмо за подписью четырех педагогов из села Рогозовка Ромненского района. Привожу текст учительского послания. "Администрация Рогозовской МСПОШ поставила нас в известность о том, что один из четырех учителей начальных классов будет сокращен в связи с малой накопляемостью учащихся. Мы слышали, что существует постановление Президента РФ В. Путина о недопущении подобных сокращений в сельских школах. Пожалуйста, ответьте через газету, соответствует ли решение районной администрации федеральному законодательству".

Рогозовские школьники изучают историю по карте 1975 года / В редакцию

Для разговора с журналистом в директорском кабинете Рогозовской школы собрались все заинтересованные стороны: директор, завуч и учителя начальных классов, приславшие в редакцию жалобу. Директор Лариса Гончарова вводит меня в курс дела: - Для начальных классов в составе средней школы действует следующее положение: если в двух классах 30 и более детей, каждый класс занимается самостоятельно. В противном случае один учитель ведет занятия сразу с двумя классами, например с четвертым и вторым. У нас ситуация сложилась такая: в новом учебном году будут учиться в первом, втором и третьем классах по шесть детей, в четвертом - десять. Складываем количество учащихся в любых двух классах - получается меньше требуемых тридцати. То есть нам положено всего два педагога, а мы сокращаем одного. Это положение действует только для начального образования. Пятиклассники, шестиклассники и так далее занимаются отдельно, независимо от количества учащихся в классах. Даже если там один-два ученика (в сельских школах подобное встречается часто), комплектовать их нельзя. Интересы учителей защищает Татьяна Ленда, супруга председателя колхоза "Рогозовский" - градообразующего предприятия села. Наверное, поэтому говорит смело, громко, эмоционально: - Что это за положение такое, кто его выдумал? Чему можно научить учеников, занимаясь сразу с двумя классами? Время на приобретение знаний сокращается ровно вдвое. 20 минут на класс - разве это дело? Сейчас дети и так приходят в школу очень слабые. Родители с ними не занимаются, во многих семьях кушать нечего. Детского садика в селе не стало, а в нем ребят готовили к школе, приучали жить в коллективе. При введении комплектных классов успеваемость понизится обязательно и сразу. Почему в одних районах все остается по-старому, а у нас сокращения? Я почти на все сто процентов уверена: это решение противоречит российскому закону об образовании. Лариса Семеновна, думаю, в душе полностью разделяет мнение по поводу сказанного Татьяной Лендой, однако, как директор, вынуждена говорить другие слова: - Решение о введении комплектных классов продиктовано сегодняшней жизнью. Когда 25 лет назад сдали нашу школу, за парты сели 220 детей. А на конец завершившегося учебного года у нас насчитывалось, по-моему, 114 ребятишек. В 2000 году мы имели 18 выпускников, а в этом - всего десять. Если мне не изменяет память, в Калиновской школе осталось 53 ученика, в Каховской - 49. Это средние школы! А в начальных по району вообще занимаются по девять-десять детей. Кстати, по этим показателям мы не последние в области. Так вечно продолжаться не могло: количество учеников неуклонно снижается, а педагогический корпус работает в неизменном составе. На это можно было бы закрыть глаза, если бы амурчане жили побогаче. Но ведь финансовое положение области известное... Насквозь печальная речь Ларисы Семеновны неожиданно завершилась на мажорной ноте: - По крайней мере, в следующем учебном году сокращений в нашей школе не будет - у нас учитель русского языка и литературы в отпуске по уходу за ребенком. А там посмотрим, как жизнь повернется. Учителя стали расходиться. Кто-то из них на посошок сказал: - Ходят слухи, что скоро нас переведут на подушевую систему оплаты труда. Вот тогда сельским школам точно придет конец. После ухода педагогов я вместе с Ларисой Семеновной отправился знакомиться с образовательным учреждением Рогозовки. Переходим из класса в класс - везде чисто, опрятно, ухоженно. Но, кажется, и незрячий бы заметил: этому двухэтажному зданию давно требуется основательный ремонт. Мебель, парты, школьно-лабораторное оборудование, учебно-наглядные пособия приобретены в год постройки школы, то есть четверть века назад. Далеко не все дотянуло до наших дней. Вот уже несколько лет, как приказал долго жить фильмопроектор. Еще раньше, в начале девяностых, отбыли в мир иной все гимнастические снаряды и маты. Зато цела и невредима бумажная "Политическая карта мира" образца 1975 года. На ней еще здравствуют Советский Союз, Югославия, Германская Демократическая Республика... В то же время вы не найдете на ней ни Санкт-Петербурга с Екатеринбургом, ни Нижнего Новгорода с Самарой. Не позавидуешь и учителям информатики: на всех - три компьютера (кстати, появились они немногим более двух лет назад). Тем не менее уровень компьютеризации Рогозовской школы вдвое выше среднеобластного. Еще одна проблема (почти что беда) - отсутствие централизованного водопровода и канализации. Проектом они были предусмотрены и проложены. Однако в первую же зиму перемерзли наружные сети водоснабжения, а вскоре засорилась и вышла из строя канализация. Реанимировать подземные коммуникации не стали. Все эти годы вода в школу доставляется ведрами и бачками, а маленькие и большие человеческие нужды справляются на свежем воздухе - в четырехочковой деревянной уборной. Сооружение донельзя ветхое, покосившееся. Стены зияют незапроектированными проемами - их создают в зимний период хозяйственные рогозовцы, использующие обшивку туалета для обогрева своих жилищ. Примерно такое же обеспечение благами цивилизации еще в пяти из 11 школ Ромненского района. Одно светлое пятнышко в существовании рогозовского учебного заведения все-таки имеется: в учительском штате вакансий нет. Это весомое достижение. Например, в соседней Знаменской школе в течение десяти лет не было преподавателя иностранного языка. Хотя у дам не принято спрашивать возраст, я поинтересовался. Получилась не очень оптимистичная картина. Из 19 рогозовских педагогов лишь трое моложе 30 лет, шестеро - старше пятидесяти. Средний возраст - 45 лет. Опыт - это дело, конечно, хорошее... Вот так живется-можется школе, расположенной всего в двух часах езды от областного центра. Нетрудно догадаться, в каком положении находятся образовательные учреждения в глубинке области. Бедственное положение сельских школ и пути выхода из него были рассмотрены на недавних депутатских слушаниях в областном Совете. Повестка дня включала один, но очень глобальный вопрос: "Состояние и перспективы развития образования в Амурской области". В результате многочасового обсуждения появился некороткий перечень рекомендаций, адресованных областной администрации, областному Совету, органам местного самоуправления. В частности, рекомендовано в полном объеме финансировать областную целевую программу "Развитие образования в Амурской области на 2002 - 2005 годы", разработать целевую программу капитального ремонта и реконструкции объектов социально-культурного назначения. Руководству муниципальных образований предлагается принять меры по сохранению малокомплектных и малочисленных сельских школ и активизировать работу по обеспечению образовательных учреждений компьютерами... Задумано неплохо, только бы претворение в жизнь планов не уперлось в банальное понятие "деньги". В какой области живем, не забыли? Сразу по приезду в Благовещенск я переадресовал вопросы рогозовских педагогов начальных классов правовому инспектору труда обкома профсоюза работников народного образования и науки Александру Чирко. Его ответ был краток: - Постановление администрации Ромненского района о сокращении учителей начальных классов не противоречит действующему закону об образовании. Цифры в тему За последние три года в области построены семь школ. В то же время 114 школ из 449 требуют капитального ремонта, 21 - находится в аварийном состоянии. 21 школа сдана в эксплуатацию до 1950 года, 217 - в 50 - 80-х. Каждая пятая школа в области - деревянная. В 99 сельских школах отсутствуют центральное водоснабжение и канализация. 6476 школьников подвозятся из 286 сел. 65 автобусов, задействованных на этом, требуют безотлагательной замены. Из-за несвоевременного подвоза учащихся вследствие поломки техники за три года было пропущено 92 тысячи уроков. Соотношение компьютер - ученик по области - 1:70, что во много раз меньше нормативного. В Приамурье около 139 тысяч учащихся и более 18 тысяч учителей. Среднегодовой дефицит педагогов - более полутысячи человек. В минувшем учебном году иностранный язык не преподавался в 69 школах.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Детская горбольница Благовещенска просит помощи волонтеров-водителейОбщество
«Мужики родились в рубашке»: на Бурейском водохранилище потерпел бедствие катер с рыбакамиПроисшествия
Первая цифровая: ДРСК построит современную подстанцию в СвободномНовости партнеров
Козероги исправят ошибки в личной жизни, Весы сменят место жительства: гороскоп на 27 октябряСоветы
Амурчанину грозит 20 лет лишения свободы за нападение с топором на полицейскогоПроисшествия
В Амурской области новый антирекорд по заболевшим COVID-2019Коронавирус

Читать все новости

Система Orphus