Новое - это забытое старое Если заглянуть в историю государства российского, то, оказывается, подобное (или, по крайней мере, очень близкое к этому) наказание уже встречалось. В феврале 1861 года государем всея Руси были узаконены Общие положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Волостные и крестьянские суды назначали общественные работы сроком на шесть дней, если крестьянин (или крестьянка) совершил "маловажный" проступок в отношении лиц, принадлежащих к тому же сословию, без участия лиц других состояний или сословий. А также если данные проступки не находились в связи с преступлениями, которые относятся к компетенции общих судебных мест (например, мировых судов). Общественные работы проводились под присмотром старосты или десятского и исполнялись безвозмездно. Они применялись реже других видов наказания - таких, как розги, штраф, арест. Обычно общественные работы назначались за пьянство и распутную жизнь. Женщины обязаны были мыть полы в волостном управлении, мести при народе улицы и базары, чистить отхожие места. Мужчин заставляли "исправлять гати, дороги, мосты, копать канавы, колоть дрова, обмазывать дом волостного управления и тому подобное". Колоть дрова приговоренных к обязательным работам сегодня вряд ли заставят. Что же касается уборки улиц и дворовых площадок, то тут принудительные помощники весьма кстати. Стихийных свалок и помоек в Благовещенске, впрочем, как и в других городах родного Приамурья, предостаточно. Обязательный труд просчитан до минут - Действующим Уголовным кодексом РФ определено, что обязательные работы назначаются сроком от 60 до 240 часов и отбываются не более четырех часов в день, - рассказал заместитель начальника отдела УИН по Амурской области Аркадий Дудник. - Содержание этого наказания заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Это необходимо прежде всего территории, где проживает и работает осужденный. Отсюда можно определить и примерный круг работодателей. Это могут быть государственные и муниципальные учреждения, организации. - Какие виды работ будут выполнять осужденные? - Работы могут быть любого качества, в том числе и трудоемкие, не связанные с основной специальностью осужденного, не требующие какой-то профессиональной подготовки. Это подсобные и погрузочные работы, уборка помещений местных государственных и муниципальных органов, благоустройство, озеленение территории района, обслуживание пациентов в государственных и муниципальных медицинских учреждениях... Администрация организаций, в которых осужденные отбывают наказание, совместно с уголовно-исполнительными инспекциями контролирует количество отработанного осужденными времени. От выполнения порученной работы осужденный не может отказаться без уважительных причин. А в случае злостного уклонения по решению суда обязательные работы могут быть заменены ограничением свободы, арестом или лишением свободы. В настоящее время в Амурской области ведется подготовка к введению в действие наказания в виде обязательных работ. В первую очередь это определение рабочих мест, предприятий и организаций. И вот что удивляет: в Приамурье, где работает свыше 15500 предприятий и организаций различных форм собственности (из них 2220 - муниципальной), на сегодняшний день определено для отбывания данного вида наказания всего 576 рабочих мест на 148 объектах. Это говорит о непонимании некоторыми руководителями местных администраций необходимости выполнения функций, возложенных на них законом. По словам Аркадия Дудника, это не единственный вопрос, возникший при нововведении. Уголовно-исполнительные инспекции при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы (в целях перевоспитания осужденных, предупреждения совершения ими повторных правонарушений и преступлений), проводят воспитательно-профилактическую работу. Ее качество напрямую зависит от условий, в которых работают сотрудники инспекций. А они, мягко говоря, оставляют желать лучшего. 14 из 17 функционирующих сегодня в нашей области инспекций находятся в зданиях, принадлежащих органам внутренних дел, а девять - не имеют отдельных кабинетов и располагаются совместно с различными службами милиции. Почти во всех отсутствует собственная телефонная связь. Бытовая неустроенность, низкое техническое оснащение отрицательно сказываются на работе с осужденными. Руководство УИН пытается решить эти проблемы совместно с районными и городскими администрациями. Уже есть положительные результаты. Так, органы местного самоуправления г. Сковородина нашли возможность и средства для установки в инспекции телефона, а Тындинская городская администрация выделила хорошее помещение. Сотрудники уголовно-исполнительных инспекций надеются на понимание и других муниципалитетов.

Возрастная категория материалов: 18+