В прошлом, 2003 году комбайны вообще "плавали" по полям. Бывало, приходилось двойной тягой вытаскивать их из трясины хлебных полей. Да и нынче условия немногим лучше. О том, как показали себя на испытаниях новые комбайны "Агромашхолдинга", наш корреспондент расспросил главного инженера машиноиспытательной станции (МИС) Василия Гаркуна, работающего на предприятии с 1971 года. - Василий Васильевич, по долгу службы вам приходится руководить испытаниями всех зерноуборочных машин, в том числе и импортных. Вы могли бы провести сравнительный анализ машин? - Раньше нам было определено планом испытывать машины "Дальсельмаша". Сегодня столь же тесно работаем и с Красноярским заводом комбайнов. В 2003 году мы испытывали модель "Енисей-954" ("Руслан") и дальсельмашевский КЗС-3 - "Русь". Нам очень понравилось, как показал себя в работе "Енисей-954" на полях с высокой урожайностью в 40 центнеров с гектара. Комбайн каждые десять минут набирал по бункеру. Понятно, что для таких условий эта машина подходит как нельзя лучше. У красноярского комбайна высокая пропускная способность и производительность, большой объем бункера, хорошие эргономические показатели. КЗС-3 - машина с меньшей производительностью, которая не может обеспечить уборку в необходимые нам сроки. Считаю, для хозяйств, имеющих значительные площади и большие контуры полей, уборка комбайнами КЗС-3 "Русь" нерациональна. Тем более что в условиях переувлажнения возникает необходимость вывозки комбайном зерна на край поля для выгрузки бункера, а объем его мал. В этом году у нас проходят испытания три модели Красноярского завода комбайнов. Одна из них "Енисей-958". Эта машина создана с учетом наших пожеланий. Красноярские комбайны при условии выполнения всех необходимых регулировок показывают себя хорошо. "Енисей-1200НМ" конструктивно проще машин серии "Енисей-950" ("Русланов"), однако сочетает в себе довольно высокую производительность и другие лучшие характеристики для этой серии машин. Вполне традиционен и желанен для нас "Енисей-1200РМ" на гусеничном ходу. Вариант с "гусеничником" у нас уже много лет считается беспроигрышным. Это всепогодная машина, а в условиях переувлажнения она просто незаменима. Имеет хороший намолот, работает качественно. Но я убежден, что комбайновый парк обязательно на треть надо комплектовать колесной техникой, которая за счет своей маневренности показывает большую производительность, чем "гусеничники". - Каковы предварительные результаты испытаний "Енисеев" в этом году? - Мы работали на урожайности до 45 центнеров с гектара. Пока в нашей зоне земледелия говорить об урожайности в 60 центнеров не приходится. Это связано не только с агроклиматическими условиями, но и с отсутствием высокоурожайных сортов, недостатком удобрений. Впрочем, сейчас мы бьемся над повышением урожайности, в том числе за счет новых технологий, например безотвальной вспашки. А что касается той урожайности, при которой происходят испытания зерноуборочной техники сейчас, то все модели "Енисеев" ("Енисей-958", "Енисей-1200-1НМ" и "Енисей-1200РМ"), которые мы испытываем, с задачей справляются превосходно. 25 - 30 центнеров с гектара вообще не составляют для этих машин никаких затруднений - обмолот качественный, потерь минимум. Специфика нашей уборочной такова, что зачастую у нас на полях происходит прорастание сорняков в период уборки, которые при попадании в молотилку вызывают повышение влажности зерна, забивают систему очистки, что приводит к дополнительной нагрузке на молотилку, на двигатель. Тем не менее красноярские машины отлично справляются. Данность сегодняшнего дня такова, что техники у крестьянина недостаточно, поскольку труд на селе низкорентабелен, свободных денег у крестьянина нет. Сейчас хоть нет перебоев с обеспечением ГСМ. А еще не так давно бывало всякое. Но как бы то ни было, в идеале уборку надо проводить в две недели. А для этого нужны зерноуборочные машины в необходимом количестве. Тут еще примешивается один специфический для Приамурья "зонный" фактор. Частично задачу энергообеспечения уборочной можно было бы решить, скажем, работой в две смены. Однако из-за повышенной влажности это невозможно. Утром роса лежит. Пока ее не продует, не просушит, технику выгонять в поле не имеет смысла вплоть до 10 - 11 часов. При уборке сои схожая ситуация: днем у нас довольно тепло, а вечером может случиться серьезный заморозок. Утром соя, будто елочка зимой, вся в инее стоит. Но солнышко выглянуло, иней сошел - тогда можно убирать. Если же поспешишь, соевое зерно будет влажным, мягким, забьет молотилку. Также и с ранними зерновыми: на повышенной влажности убирать приходится только до определенного времени, скажем до 9 вечера. А потом, как говорят наши комбайнеры, начинает жевать, мотать... - "Енисей" заметно дешевле той же американской машины китайской сборки "Джон Дир". А в чем еще отечественный комбайн привлекательней китайского? - Как это ни парадоксально, "Енисей" в сравнении с современной китайской машиной значительно выигрывает по комфорту для механизатора. В красноярской машине созданы прекрасные условия для человека: это кондиционер и тонировка стекол, что актуально в жаркие августовские дни на уборке зерновых. А хороший отопитель особенно полезен при поздней уборке сои в холодное время года. В Приамурье ведь уборочная порой затягивается вплоть до декабря и даже дольше. Отличная шумо- и пылеизоляция необходима в любое время, независимо от убираемой культуры и погодных условий. Подрессоренное сиденье гасит вибрации, неизбежно возникающие при работе двигателя и молотильного устройства. Китайский комбайн не может похвастать тем же набором характеристик кабины. Условия работы там соответствуют уровню начала 80-х годов прошлого века. На проведенных у нас в августе - сентябре испытаниях "Енисей" лишь на 6 - 7 процентов уступил китайской машине по производительности на уборке зерновых. Это произошло за счет более высокой рабочей скорости китайской машины. Но на уборке сои эта разница исчезла. По предварительным результатам, "Енисей-958" показывает производительность на уборке сои на 5 - 10% больше "Джон Дира". Да и двигатель нашей машины заметно мощнее, бункер у "Енисея" больше. При этом разница в цене между ними составляет до 40 процентов. А коснись машину ремонтировать?! По прайсам на запасные части выходило, что китайский комбайн чуть ли не вдвое дороже. Любая компания при выходе на новый рынок снижает цену на свой товар, демпингует. В таком случае следует ожидать снижения качества, а впоследствии (в случае завоевания хорошей доли на рынке) с большой вероятностью можно получить завышение цен на китайские машины и особенно на запчасти. А ремонтировать машину рано или поздно все равно придется - любая техника имеет дурную привычку ломаться. Словом, красноярцами созданы новые отличные зерноуборочные машины, вполне конкурентоспособные на рынке, да и по цене доступные российскому крестьянину.

Возрастная категория материалов: 18+