Их называют МУДО Не самая лицеприятная аббревиатура, но именно так муниципальные учреждения дополнительного образования называются официально. Под этим «кодом» скрываются многочисленные клубы, дома и центры детского творчества. Кружки и секции в школах также получают возможность существования только благодаря системе дополнительного образования. Здесь учатся различным премудростям тысячи ребят из городов и сел Приамурья. Но очередные действия российского правительства показывают наглядно, что там, наверху, уже задумались: а оно нам надо? Попытаемся оценить значимость дополнительного образования. Для чего нужны МУДО? Чтобы дети от безделья не маялись или чтобы в будущем было что вписывать в графу «хобби»? В школе ребенок получает теоретические знания, большинство из которых, что уж лукавить, ему в жизни не пригодятся. В кружках и домах творчества ребятам прививают прежде всего практические навыки - шитья, рисования, ухода за растениями... В кружок дети идут добровольно: там не ставят пятерки и двойки, а потому эффект такого обучения весьма высок. Именно здесь школьники нередко определяются в своей будущей профессии. Есть еще один плюс у МУДО. Директор областного Центра технического творчества Василий Кийко признался, что большинство его ребят - непокорные, «неудобные» в обычной школе мальчишки. Те, о которых для простоты и удобства говорят: «неблагополучные», что стало синонимом слова «хулиган». Здесь, в центре, во множестве других кружков, секций они находят себя. И пока есть МУДО, этим мальчишкам есть куда пойти, кроме подворотни. Есть чем заняться, кроме питья водки и нарушения законов. Это ваша корова, вы ее и кормите Если вы думаете, что подзаголовок моей публикации носит абстрактный характер, то ошибаетесь. Дамоклов меч завис над дополнительным образованием не вдруг. Последнее время статус «дополнительный» утвердился в новом понимании - как «второстепенный». Если школы содержит более-менее «хлебный» бюджет, то домам и центрам детского творчества уже не первый год приходится искать средства в закромах городов и районов Приамурья. Местами очень даже скудных. Власти, затаив дыхание, наблюдали, чем закончится этот эксперимент... Педагоги выдержали. Подзатянули пояса на зависть модницам XVIII века, не вылезавшим из узких корсетов, и стали «лепить» учебно-воспитательный процесс «из того, что было». Зарплату периодически выдают, помещения не отбирают - и слава богу. Вздохнули власти облегченно: «А мы, глупые, лишние деньги на них тратили!» Просто удивляешься, как педагоги дополнительного образования работают в таких условиях. И еще как работают! «Очумелые ручки» отдыхают перед их фантазией. Из ничего сделать наглядные пособия для занятий, околозаконными путями достать краску, доски или «бэушные» швейные машинки - этому может научить только жизнь. Наша жизнь - главный «народный очумелец». Самое страшное, что это сейчас считается нормальным. Смета, полная нулей В начале года в областном эколого-биологическом центре проходил семинар для руководителей учреждений дополнительного образования, организованный более чем своевременно. Организаторы стремились рассказать участникам обо всем, что входит в работу любого МУДО, - от маркетинга образовательных услуг до ведения трудовых книжек. Но всех волновало одно: на какие средства работать? Кто-то привез с собой смету, в которой многозначные числа стояли только лишь в двух графах: зарплата и коммунальные услуги. Дальше - одни нули. По нынешним меркам достойно удивления, что хотя бы на это деньги нашлись. Но ведь надо учить детей не только голой теории. Каждый ученик должен применить знания на практике. Для того ему надо попробовать и не один раз испортить. Хорошо будущим художникам: на краски и кисточки родители скинутся. Юным танцорам уже сложнее. На каждый новый танец нужны отдельные костюмы. Это не прихоть. Любой хореограф вам объяснит, как важно внешнее соответствие содержанию постановки. Искусство не может быть уцененным или б/у. А картингисты? В областной Центр технического творчества (ОЦТТ) за последние 12 лет от щедрот государственных перепал только один карт! И то под конкретного мальчишку, который участвовал в первенстве России. Участие во всевозможных конкурсах и соревнованиях крайне необходимо, чтобы дети не варились в собственном соку, видели уровень соседей и, соответственно, стремились вырасти. Но чтобы отвезти команду на всероссийские соревнования в Омск, тому же ОЦТТ необходимо более 150 тысяч рублей. Сколько раз детишек смогут вывезти на соревнования при существующем финансировании? Вопрос из разряда риторических. Государство лишает наших детей возможности развивать свои способности, что напоминает грандиозный эксперимент по выживанию - вроде искусственного отбора. Если новое поколение выдержит его - значит сможет добиться в жизни чего-то большего, чем собирать бутылки. Тогда ему уже ничего не страшно. Эти люди добьются успеха в любой ситуации. Вот только как выдержать? Мы станем бесполезными теоретиками Новые реформы, рожденные в Москве, принесли новые неприятности. Теперь по федеральному закону организация дополнительного образования не только финансируется из местного бюджета, но и полностью относится к ведению местных властей. Вроде бы все логично. Только оказались никому не нужными областные центры дополнительного образования - эколого-биологический, туризма и краеведения, технического творчества, эстетического воспитания (знаменитый ЦЭВ). Кто будет оплачивать их существование, если область по закону лишена такого права? Закрывать центры никто не собирается. Их решили объединить в учреждения нового типа. Например, ОЦТТ и ЦЭВ планируют преобразовать в институт развития образования. - Это нанесет сильный удар по дополнительному образованию, - считает Василий Кийко. - Дело даже не в том, что нам оставят мало вакансий, вселят в одно здание. Институт не будет вести преподавательскую деятельность. В новом виде мы сможем заниматься лишь теорией. А что будет с нашими кружками и секциями, растящими чемпионов? Ведь на их базе проводятся все областные конкурсы. К счастью, облсовет пошел навстречу педагогам. Ликвидация областных центров дополнительного образования отсрочена, как минимум, до конца учебного года. Депутаты логично посчитали, что закрывать их во время учебы не стоит. Куда пойдут дети в сентябре - решит уже новый состав амурского парламента. Как жить будем? Перспективы дальнейшего существования дополнительного образования радужными не назовешь. Все МУДО повисли в воздухе. Если их организация находится в ведении местной администрации - значит в ее власти закрыть центр детского творчества: нет, мол, у нас денег! Район бедный, так что покиньте помещение. Или работайте на самофинансировании. Смогут ли кружки, секции и ЦДТ прожить без поддержки, только обирая родителей? Давайте посчитаем. Областному Центру технического творчества в смете расходов этого года заложили сумму четыре с половиной миллиона рублей. Даже если педагоги наберут тысячу детей, за каждого родителям придется выложить из своего кармана 4500 рублей. Где найти такую щедрую тысячу пап и мам? Но четыре с половиной миллиона - это минимум, который позволяет педагогам работать. За качественное обучение детей мамам и папам придется платить гораздо больше. Может, «толстосумный» Благовещенск это и потянет, а райцентры? Маленькие города и поселки лишатся своих МУДО первыми в силу скудости бюджетов. Директор областного эколого-биологического центра Евгений Комбаров стоически относится к сложившейся ситуации. - Закон уже действует, и вздыхать по этому поводу поздно. Учреждения дополнительного образования должны сами заработать деньги. В нашем случае это выращивание саженцев на продажу, разведение животных... Кроме того, средства можно получать по программам и грантам. Например, у нас есть областная целевая программа «Развитие образования в Амурской области». По объявленному в ее рамках конкурсу бизнес-планов ученических производственных бригад победители получили 320 тысяч рублей. Это уже капитал для развития. Может, Евгений Иванович прав: пора отвыкать от иждивенческой психологии. Не в том мире живем. Только много ли можно заработать на продаже саженцев, разделочных досок? А конкурсов и грантов на всех не хватит. И самое главное - не превратятся ли центры детского творчества в «работные дома» времен Оливера Твиста? Разве так мы хотим воспитывать своих детей? Конечно же, как в любой русской сказке, есть еще и третий путь. Остается надежда, что государство одумается, великие рулевые и кормчие России поймут, что дети не всех родителей могут учиться в Гарварде. Надо вернуть детям из рядовой российской семьи право на получение достойного образования. В том числе и дополнительного.

Возрастная категория материалов: 18+