С ходом работ журналистов познакомили Анатолий Телюк и автор проекта архитектор Валерий Сикерин.

Арка была сооружена в июне 1891 года в честь приезда в город будущего наследника престола цесаревича Николая, впоследствии императора Николая II. Массивные ворота высотою 20 метров, увенчанные двумя башенками с двуглавыми орлами, стояли в 15 метрах от бывших мавританских торговых рядов (теперь Амурский научный центр). Как говорит Валерий Сикерин, разрушено строение было в 30-х годах прошлого столетия стихией. Сама конструкция была некрепкая, в ней появились трещины, а частые наводнения ослабили фундамент. Вода не оставила от триумфальной арки ни кирпичика. Первые чертежи и макет арки Валерий Сикерин сделал еще пять лет назад со студентами АмГУ. Реальные размеры строения определили по нескольким фотографиям, так как проектных документов не сохранилось.

 По фотографиям определить размеры точно очень сложно, — рассказывает Валерий Яковлевич. — Здесь смелость нужна, и я взял ее на себя. Получилось, что угадал: когда рабочие делали фундамент под опоры, то попали точно в старую основу.

Место это исторически правильно и интересно. Более ста лет назад напротив арки располагался деревянный причал. Сюда в 1891 году пришли корабли Николая, ножки цесаревича ступали именно здесь. Сейчас триумфальная арка достигает 19 метров в высоту. Еще пять-шесть метров прибавятся, когда ее увенчают шатры с гербами на шпилях. В боковой стене арки дверь, крутая лестница ведет к самому верху. Здесь в специальных окнах на деревянных подвижных щитах будут располагаться иконы.

— В современном проекте мы немного отступили от истории, — говорит Валерий Сикерин. — По фотографиям видно, что иконы в нишах были маленького размера. Скорее всего, они задумывались как временные. И еще, вместо иконы Николая Чудотворца на Амур будет смотреть старотерпец Николай Александрович, ведь наши предки арку посвятили его прибытию на амурскую землю. Со стороны города ворота украсит икона Благовещения.

Кстати, изготовлением керамических икон (их общий вес около полутора тонн) занимается благовещенский художник Павел Зайцев. Основы уже готовы, их покроют специальными красками, которые при обжиге сплавляются с изделием намертво. Здесь же хранятся уже готовые фрагменты полукруглых надписей и доски с датами — исторической и датой сдачи. Как полушутя-полусерьезно говорит архитектор Сикерин, отступать уже некуда — доска с цифрами 2005 сделана. Решено уже с цветом и освещением царских ворот. Арку покроют штукатуркой на основе цветных мраморных крошек. Большая часть строения будет светлой в крапинку, низ — более темным. Архитектурные элементы окрасят в белый. Шатры обошьют ярким металлом, гербы будут гореть золотом. Изюминку внесут фонари, выполненные в историческом стиле. Интересно задумано и освещение арки в вечернее и ночное время.

По словам архитектора, чтобы подчеркнуть яркий цвет облицовки гербов и шатров, фонари сделают с цветным желто-золотистым стеклом. Чуть ниже — более слабый голубой, затем пустят теплый свет. Пролет арки будут освещать скрытые фонари.

Как сказал Анатолий Телюк, проблем с финансированием нет. На всю работу, как и предполагалось, уйдет около восьми миллионов рублей. Свой вклад внесли Благовещенская епархия, фирма «Россия», «Амурская ярмарка». Однако и здесь не обошлось без «ложки дегтя». Если убрать ограждение со стороны гостиницы «Заря», то взору откроется нелицеприятная картина: мусор, хозяйственные постройки. Оргкомитет по строительству Триумфальной арки вышел с предложением спроектировать так называемую стенку, выполненную в том же архитектурном ансамбле, что и окружающие здания. Но пока продвижений в этом вопросе нет.