К сожалению, управленческие решения властных структур не всегда скорректированы с решениями руководителей и собственников предприятий. В таких обстоятельствах получить объективную картину бывает весьма непросто. Именно здесь на помощь приходит механизм, названный мудреным термином «индикативное управление». Его цель - обеспечить согласованность действий органов исполнительной власти области, местного самоуправления и организаций всех форм собственности. Речь идет о том, что живем мы в рынке, госплановские или советские методы управления уже не действуют. Но параметры, или индикаторы, в которых будет развиваться экономика области, необходимы. К числу таких индикаторов можно отнести и поставленную президентом Владимиром Путиным задачу удвоения ВВП к 2010 году. Не мы первые Сегодня практически во всех субъектах России применяются отдельные элементы индикативного управления. Имеется подобный опыт и в развитых странах, к которому мы стремимся. Так, общенациональные планы, к которым мы привыкли во времена пятилеток, составлялись также во Франции и Японии (после Второй мировой войны экономика этих стран была подорвана), использовались в США, Великобритании и реформирующейся Бразилии. Но характер эти планы имели, скорее, рекомендательный. Они подсказывали предпринимателям, в каком направлении лучше двигаться, какой бизнес развивать. Да и сам термин происходит от французского indicatif - указательный. В Китае индикативное управление представляет собой единую целостную систему, которая состоит из планов различных уровней и сроков. Так, наши соседи поставили своей целью построить общество «сяокан» - средней зажиточности - к 2020 году, увеличив ВВП в четыре раза к уровню 2003 г. С чего начали Введению индикативного управления предшествовала достаточно длительная и серьезная подготовительная работа, связанная с инвентаризацией экономического потенциала региона, подготовкой необходимой нормативно-правовой базы. Был сформирован реестр предприятий, особо значимых для экономического развития области с точки зрения формирования доходной части бюджета и валового регионального продукта. В него вошли около 200 хозяйствующих субъектов. Определили порядок мониторинга предприятий на основе предоставленной ими информации. Он регламентируется соглашением об экономическом сотрудничестве, которое администрация области заключает персонально с каждым предприятием. В соглашении определены взаимные обязанности обладминистрации и предприятия. Так, власть берет на себя обязанность содействовать участию в международных и областных выставках, привлечению инвестиций, оценке эффективности инвестиционных проектов, оказывать консультативно-методическую и иную помощь. Но, пожалуй, самое важное обязательство органов власти, ради которого многие предприятия идут на сотрудничество, - предоставление государственной поддержки. Это льготы по налогам, субсидирование процентной ставки по кредитам банка, налоговый и бюджетный кредиты, компенсация тарифа на электроэнергию, отсрочки, рассрочки по уплате налогов и сборов, зачисляемых в областной бюджет, налоговые и инвестиционные налоговые кредиты, государственные гарантии, государственный заказ. Главная обязанность хозяйствующего субъекта, подписавшего соглашение, - выполнение собственных контрольных (прогнозных) показателей развития, которые влияют на экономические результаты области в целом, и мобилизация доходов в бюджет. Среди других обязательств - сохранение и увеличение рабочих мест, своевременная выплата зарплаты и налоговых платежей, рост средней заработной платы и фонда оплаты труда. А также использование средств государственной поддержки строго по целевому назначению. По сути дела предприятие берет на себя обязательство быть законопослушным. И если есть возможность и экономическая целесообразность - развиваться. Результаты есть Проведенный по результатам работы в рамках индикативной системы анализ позволяет сделать вывод: итоги развития экономики области в целом положительные. На курируемых предприятиях наблюдается рост объемных показателей и средней заработной платы, увеличивается количество рабочих мест и как следствие - поступление налогов в бюджет области. Утвержденные на первое полугодие контрольные показатели по объему производства выполнены почти по всем отраслям. Годовое контрольное задание по мобилизации доходов в бюджет области также выполнено на 48,39 процента. В территориальный бюджет поступило 4,4 млрд. руб. налоговых доходов. Наибольшая налоговая нагрузка на рубль произведенной продукции в машиностроении - 0,2 руб., связи - 0,16 руб., добыче топливно-энергетических полезных ископаемых - 0,15 руб. Это свидетельствует о том, что отрасль не стоит на месте, развивается. Среднемесячная заработная плата на одного работающего в области составила 8793 рубля и увеличилась на 18,6 процента по отношению к предшествующему периоду. С помощью данной системы управления мы смогли установить контроль за отдачей средств, вложенных в форме государственной поддержки. В частности, за девять месяцев текущего года были предоставлены льготы по региональным налогам в сумме 5253,7 тыс. руб., в основном организациям, реализующим инвестиционные проекты. Причем предприятия могут воспользоваться сразу несколькими видами господдержки. Например, ООО «Амурский бройлер» получил в текущем году поддержку в виде субсидирования (для сельхозтоваропроизводителей) и компенсации тарифа на электроэнергию. При этом рост налоговых платежей компании в бюджет области превысил уровень аналогичного периода прошлого года в 5,2 раза, объем производства возрос на 60,7 процента. Таким образом, на рубль предоставленной господдержки предприятие обеспечило рост налоговых доходов в бюджет области на рубль 71 копейку. Анализируя нашу работу, могу сделать вывод, что идет определенный положительный процесс и в понимании необходимости данного метода, и в проведении мониторинга курируемых предприятий. Но есть и воздержавшиеся Многие именитые компании Приамурья, работающие в разных отраслях, заключили с администрацией соглашения о сотрудничестве. В их числе ОАО «Буреягэсстрой», Благовещенский мясокомбинат, кондитерская фабрика «Зея», «Россия», КХП «Восточный» и туристическая компания «Дальневосточный Феникс». Этот список можно было бы продолжить. Но, к сожалению, есть и такие, кто пока от сотрудничества воздерживается. Причину видим прежде всего в том, что руководители и собственники не хотят или даже побаиваются раскрывать информацию, не желают брать на себя обязательства по повышению заработной платы, предпочитая рассчитываться конвертами. В этом направлении нам предстоит еще поработать, убеждая будущих партнеров в обоюдной выгоде нового дела. Самое существенное в данной системе управления, на мой взгляд, то, что государству предоставлена возможность разумно, не подавляя инициативы экономических субъектов, способствовать повышению эффективности их деятельности, переходу от выживания к стабильному росту. Политика администрации области в этом плане строится на поддержании экономически самодостаточных товаропроизводителей и тех, кто сумел доказать свою управленческую и экономическую состоятельность.

Возрастная категория материалов: 18+