Не так давно она обсуждалась на заседании Президиума Госсовета при Президенте РФ, а в декабре прошлого года Александр Иванович принял участие в совещании руководителей Госавтоинспекций регионов под руководством министра внутренних дел Рашида Нургалиева. Разговор шел о новой федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения» на 2006 - 2012 годы. «Перекресток» неоднократно рассказывал о некоторых положениях нового документа. Сегодня у наших читателей появилась возможность узнать о грядущих изменениях, как говорится, из первых уст. - Александр Иванович, новая целевая программа действительно так революционна, что ей уделяют столько внимания? - Системе ГАИ ГИБДД стукнуло семьдесят лет, и могу с уверенностью сказать, что ни разу проблемы безопасности дорожного движения не обсуждались на таком высоком уровне. Программой-максимум мы считаем снижение гибели на дорогах в полтора раза. Хочу сразу оговориться: задача эта очень амбициозна. Нам с трудом удается удерживать эту цифру хотя бы на одном уровне с прошлыми годами. При этом ежегодно стирается с лица Российской Федерации население среднего городка типа Тынды, а за десять лет уходит в небытие полтора Благовещенска. Раньше ГАИ была один на один с этими проблемами, а как они решались - никого не интересовало. В Амурской области даже нет региональной программы, касающейся безопасности на дорогах. Мы неоднократно поднимали этот вопрос перед властями Приамурья, а в прошлом году даже сами разработали проект, но депутаты областного Совета его отклонили, мотивировав нехваткой денег. Парадокс в том, что федеральный бюджет согласен оказывать помощь регионам, но только - на условиях софинансирования, то есть часть средств мы должны найти самостоятельно. Поэтому в своей программе область нуждается как никогда. На проблемы безопасности в ближайшие шесть лет В России планируется потратить 54 миллиарда рублей. Из них только 21 с половиной выделит госбюджет, остальные дают субъекты. Мой коллега из Приморского края на прошедшем совещании показал главе МВД краевую программу, одобренную местными законодателями и подписанную губернатором. Рашид Нургалиев сразу пообещал приморцам помочь в выделении дополнительных денег. Мы скромно промолчали, и о финансовой помощи Приамурью речи не было. Программа, принятая в Приморском крае, довольно дорогая - стоит около 760 миллионов рублей. Мы же надеемся получить финансирование хотя бы на самые важные, первоочередные меры. Та же профилактика детского травматизма почти ничем не подкреплена. Сегодня даже СМИ не хотят бесплатно публиковать пропагандистские материалы. Нам дали шесть лет, думаю, что до 2012 года в Амурской области появится своя программа. - Правда ли, что в ближайшем будущем законодательство будет сильно ужесточено? - И не только в отношении нарушителей. Нас упрекнули в формальном подходе к приемке экзаменов, а автошколы - в плохой подготовке водителей. Думаю, грядет массовое изменение законодательных актов, в первую очередь положений Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса. Глядя на ныне действующую процедуру сдачи экзаменов, невольно прихожу к мысли, что взятки приемной комиссии дают только дураки. Я не имею права отказать человеку, обучившемуся по программе самообучения.Такие «самоучителя» пишут заявление на сдачу, потом угадывают тесты и получают права. Представьте, что это происходит где-нибудь в районе, где все друг друга знают. Мы уже сейчас решили запретить сдавать экзамены в райцентрах. Приемка будет только в межрайонном экзаменационном отделе областного управления. Чтобы экзаменаторы не оставались один на один с экзаменуемыми, в комиссию войдут представители других служб ГАИ: дорожники, пропагандисты, а самое главное - наши ветераны. С человеком старой закалки, который прослужил в органах не один десяток лет и с гордостью твердит: «А в наше время все было вот так и вот эдак...» - «договориться» будет невозможно. Сегодня МВД практически отлучено от процесса обучения водителей. Скорее всего, милиции вернут контролирующие функции, а лицензии будут получать только автошколы с хорошей материальной базой. Возможно, увеличатся сроки обучения, добавятся такие разделы, как вождение в разных климатических, погодных условиях, разбор аварийных ситуаций, и другие. - Правда ли, что ГАИ вновь расчехлит «дыроколы»? - Сам когда-то дырки в правах нарушителей делал. Балльная система хороша тем, что автомобилисты перестанут жаловаться на отсутствие финансов. Сейчас ведь очень многие говорят, что ГАИшникам лишь бы деньги содрать. За дырки платить не надо, но я думаю, что к этому возврата не будет. А вот штрафы возрастут многократно. Некоторые нарушения, которые сегодня считаются административными, планируется сделать уголовно наказуемыми. Касается это тех, кто ездит без прав и любит выпить за рулем. В селах, где инспекторов раз в год видят, поездки без документов считаются в порядке вещей. Штраф в 500 - 700 рублей мало кого пугает. А если арестовать на три месяца, будет время подумать. Не исключено, что водители, повторно попавшиеся за рулем «подшофе», тоже станут привлекаться к уголовной ответственности, а машины у них будут конфисковывать в пользу государства. Опыт показывает, что против пьяниц действуют только жесткие меры. Два года назад увеличили срок лишения водительских прав - и число любителей выпить за рулем сократилось на треть. Если же еще и машины у них будем отбирать, то, наверное, совсем забудем об этом явлении. - Вы как-то упомянули, что система взимания штрафов в России несовершенна. Что планируется изменить? - Большие надежды возлагаем на внедрение системы технического контроля. Во Франции после ее появления количество ДТП снизилось в два раза всего за один год. За это же время система технического контроля принесла денег в государственный бюджет в пять раз больше, чем потрачено на ее покупку и установку. Суть в том, что камеры, датчики и другие технические контролеры фиксируют скорость, само нарушение, другие параметры, вплоть до того, кто сидел за рулем. У нас хотят привлекать к ответственности не только водителя, а еще и собственника машины. Автомобиль - это средство повышенной опасности, как пистолет. Если из моего оружия убьют человека, то мне придется отвечать. Также и владелец авто должен знать, кому выписывает доверенность. Кроме того, автоматическая регистрация правонарушения позволит решить проблему коррупции. С «железом» трудно договориться. Еще один важный момент - создание единой экстренной системы связи оперативных служб. В странах, где она существует, на сто аварий приходится от двух до пяти погибших, в России - до десяти. Техническому оснащению в новой программе уделяется большое внимание, речь идет о выделении спецавтомобилей и даже вертолетов. Дело это не завтрашнего дня, но другими методами изменить обстановку невозможно. - Александр Иванович, вы уже неоднократно касались взяточничества среди инспекторов. Неужели эта проблема настолько серьезна? - К сожалению, факты коррупции всегда имеют место там, где должностное лицо связано с взиманием денег. Утаивать это глупо. Буквально перед Новым годом арестованы два наших сотрудника за попытку решить проблему пьяного водителя. Хотели вернуть права за десять тысяч рублей. Немного раньше был осужден сотрудник серышевского МРЭО на пять лет. Сегодня сидит в СИЗО сотрудник благовещенского батальона дорожно-патрульной службы. Этот молодой человек занимался легализацией автомобилей с криминальным прошлым. Системы технического контроля, единая база данных помогли бы избежать всех этих неприятностей. В настоящее время необходимо делать кучу запросов в другие регионы, чтобы выяснить о приезжем водителе и его машине все необходимое. - Лет восемь назад на трассе Благовещенск - Райчихинск, недалеко от моста, в одночасье случилось десять ДТП. Много ли у нас таких проблемных участков? - Участок дороги от автодорожного моста через Зею до одиннадцатого километра по-прежнему вызывает беспокойство. Через него проходит до 20 тысяч самых разных единиц транспорта - от мотоциклов до многотонных фур. Движение очень интенсивное. Решить проблему можно, добавив с каждой стороны по одной полосе. Пока наши призывы к властям по поводу этой магистрали остаются без внимания. Очень сложная ситуация на улицах областного центра. Много лет ведутся разговоры о необходимости строительства кольцевой развязки или путепровода на улице Калинина в районе переезда. Как временная мера рассматривается отсыпка дополнительной полосы в районе улиц Тенистой и Магистральной. В то же время администрация Благовещенска стала уделять должное внимание проблемам дорожной безопасности. Еще несколько лет назад участок улицы Ленина у БГПУ, от Кузнечной до Шевченко, был самым аварийным в городе. Как только появились светофоры, ситуация резко изменилась. Транспортный поток «разорвали», разгоняться уже мало кто решается, зная, что придется на светофоре останавливаться. И с других улиц выехать на Ленина можно спокойно. Мэр Благовещенска пообещал таким же образом помочь оборудовать светофором перекресток улиц 50-летия Октября - Ленина. Мэр Белогорска обратил внимание на улицу Кирова. Привели ее в порядок - и масса проблем исчезла. Мы уверены: если в Белогорске примут меры к освещению этой улицы, аварий там станет еще меньше. Ведь давно известно, что до 70 процентов ДТП, где гибнут люди, происходит именно в темное время суток. В этом плане опять же показателен опыт Благовещенска, где осветили улицы Горького и Чайковского. Работы там еще не окончены, но десятки жизней уже сохранены. Особая история с федеральной трассой «Амур», протяженность которой на территории Приамурья должна составить около 1100 километров. Более 700 из них уже построены. Бьются там машины все чаще. Скорости большие, пыль, а следить за дорогой некому. Обслуживать «Амур» должны не менее 100 сотрудников милиции, но сегодня там постов практически нет. Людей катастрофически не хватает во всех подразделениях области. Вместо необходимых 3000 инспекторов сегодня в строю чуть более 1000. Дело идет к тому, что пустующую нишу займут бандиты. В прошлом году задержали две группы, которые «прессовали» автоперегонщиков. Проблем у милиции много, но решить их можно будет только тогда, когда они станут общественными и органы местного самоуправления переведут их из третьеразрядных в первоочередные. Надеемся, что федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения» позволит это сделать.

Возрастная категория материалов: 18+