Три года назад к архиепископу Благовещенскому и Тындинскому Гавриилу обратилась прихожанка с просьбой о проведении службы, связанной с духовным исцелением. Владыка Гавриил благословил заняться этим иеромонаха Дионисия, на-стоятеля константиновского прихода. Первые два года отчитки проводились в монастырском храме в Благовещенске, а с ноября прошлого года - в Константиновке. Строго регламентированной службы этой направленности не существует, говорит отец Дионисий. И не каждому священнику это дозволяется - только имеющему благословение архиерея. Известно, что изгнание нечистых духов - дело нелегкое и опасное. В Деяниях апостолов описано, как «некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» (Деян. 19, 13-16). Поэтому за отчитку берутся только по послушанию. У отца Дионисия такое благословение есть, и он признается, что если бы не слово владыки, он бы ни за что по своей воле не взялся за это дело. Во-первых, считает он, надо иметь серьезный молитвенный опыт, которого у него пока нет - до возраста старца ему еще далеко. Во-вторых, отчитка отнимает слишком много душевных сил. «Бывает, валюсь с ног по окончании», - признается батюшка. Иеромонах Дионисий служит в Константиновке вось-мой год. По мирской профессии он юрист, работал адвокатом. Перед тем как стать священником, ездил за советом к старцу Николаю Гурьянову на остров Залит (Псковская область). Принял монашеский постриг в 1998 году. Является настоятелем прихода, строит новый храм, одно из его послушаний - отчитки. В основу службы, которая длится около трех часов, положены водосвятный молебен и акафист архистратигу Божию Михаилу, который имеет благодать перед Богом исцелять людей, страдающих от нечистых духов. Сама служба состоит из «Канона молебного об избавлении недужных от обуревания бесовского», молитв ко Господу, Божией Матери, святым угодникам. Двенадцать раз читается Евангелие. Отец Дионисий поочередно прикладывает Евангелие к головам собравшихся. Их обычно бывает от пяти до пятнадцати человек. Есть еще заклинательные молитвы, но к ним священник обращается очень осторожно. «Две-три вычитываю, больше не рискую. Свой духовный уровень я определяю как низкий. Такие службы проводят люди глубоко духовные, подготовленные. Это, как правило, старцы, имеющие многолетний молитвенный опыт», - говорит батюшка. Четкого определения, что такое одержимость, найти трудно. «Как сами люди говорят, они слышат, что внутри них кто-то разговаривает, кто-то живет. Некоторые видят, как во время службы из них выползают змеи, черви, -говорит отец Дионисий. - Причем видно, что эти люди не психически больные. Во время служб мы всякого насмотрелись: кричат нечеловеческими голосами, машут руками, как птицы крыльями, совершают неконтролируемые телодвижения, кто-то смеется безудержно. Бывает, падают в обморок во время служб. Но «скорую» вызывать надобности нет - приходят в себя от окропления святой водой». Многие сегодня находят у себя отдельные проявления одержимости. Но это не повод идти на отчитку. - Духовно опытные люди определяют так называемый синдром одержимости, - рассказывает отец Дионисий. - В него входят чувство необъяснимой тоски на сердце, уныние, апатия, нежелание ничего делать. Боли в сердце без установленной кардиопатологии. Чувство постоянной злобы, раздражения. Повышенная температура тела годами, хотя диагноз не определяется. При этом отвращение ко всему духовному, связанному с церковью, когда человек заходит в храм и хочет бежать оттуда, не разбирая дороги. Не переносит запаха ладана, испытывает удушье при каждении, необъяснимый страх, жар, тошноту, обмороки во время Божественной литургии. Отдельные проявления - еще не одержимость. Когда все они проявляются в комплексе, связаны с непереносимостью всего церковного и при этом мешают человеку жить, порой наталкивая на мысль о самоубийстве, тогда это может в той или иной степени вероятности свидетельствовать об одержимости. Причины этого явления священник называет самые разные. В основном - бездуховность, немолитвенность, греховная жизнь, нарушение заповедей Божиих. - Когда Господь позволяет бесу вселяться в людей, надо помнить, что Он делает это для их же пользы, - говорит отец Дионисий. - Это тоже способ заставить их обратиться к Богу. Гордость, тщеславие, самолюбие и другие пороки не позволили бы этим людям стать на путь спасения. Насилие нечистых духов помогает привести их к смирению. Есть такое выражение, что страдающий телом перестает грешить. Страдающий душой - тоже. Им уже не до греха: они такой страшный дискомфорт испытывают, что у них одно устремление - избавиться. А если бы не это попущение, они бы, может, ни церкви не знали, ни Бога не вспомнили. За три года отец Дионисий наслушался разных историй. «В Благовещенске ко мне обратилась интеллигентная женщина, - рассказывает он. - У нее дома начали необъяснимо пропадать деньги, причем крупные суммы. Они с мужем не знали, что думать. Пытались даже на ночь к телу пачки с купюрами прикладывать. Но и это не помогало. Взрослый сын, живущий отдельно, посмеивался. Однажды, побывав у родителей в гостях, на обратном пути обнаружил, что крупная сумма в барсетке, которую он не выпускал из рук, уменьшилась вдвое. Семья не знала, куда обращаться. Женщина пришла в храм. Я долго с ней беседовал, искал причину, но она уверяла, что магией не занималась, к целителям и экстрасенсам не ходила и так далее. Но все же выяснилось, что она «прикармливала домового», чтобы в доме все было в порядке. Невинное на первый взгляд занятие обернулось большими неприятностями. Объяснил ей, что надо обязательно исповедоваться, причаститься и обязательно освятить жилье». По поводу отчиток в современном православии существует две точки зрения: некоторые священники, в том числе преподаватели духовных учебных заведений, считают, что эти службы не нужны: раз Господь попустил бесам вселиться в человека, значит, так нужно - в этом проявилась воля Божия. Другие же считают, что одержимым нужно помогать и делать это должно духовенство. Впрочем, нельзя считать, что мучимый нечистыми силами человек сходил на отчитку и исцелился. Священник убежден, что эти службы - не панацея, а лишь дополнение к тем средствам, которые человек должен применять для своего блага. «Сей род лукавый, говорил Господь, изгоняется постом и молитвой. Они и должны лежать в основе исцеления, а также участие в таинствах исповеди, причащения, соборования», - говорит батюшка.