Если в Хабаровске до революции было четыре храма, то в Благовещенске в 1902 году существовало три каменных храма (без недостроенной Благовещенской церкви) - пять деревянных и часовня на Вознесенском кладбище. История некоторых теснейшим образом связана с историей города и Дальнего Востока. В первую очередь это храмы во имя святителя Николая и Благовещения Пресвятой Богородицы (кафедральный собор). Первый свидетельствовал о жертвах, трудах и лишениях, которые претерпели основатели Благовещенска. Построенный по распоряжению и при участии Н. Н. Муравьева, он хранил память об этом выдающемся деятеле отечественной истории. Памятно для амурцев и имя протоиерея отца Александра Поликарповича Сизого. Это первый священник на Амуре, участник муравьевских сплавов, переносивший на своих плечах бревна «мертвокладни» для строительства первой городской церкви, несший тяжелое бремя духовного служения в беспрестанных разъездах по всей «амурской линии», причем долгое время без должного вознаграждения. Отстроив вторую церковь во имя Покрова Богородицы, Сизой участвовал как почетный гость в открытии памятника Н. Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске в 1891 году, а затем принимал в первом благовещенском храме наследника престола Николая. Погребен в ограде построенных им церквей. Через 20 лет после знакомства с Сизым, в 1913 году, при приеме чинов Амурского казачьего войска, император Николай II, отличавшийся великолепной памятью, вспомнил своего амурского знакомца. О постройке храма бытовало такое предание: «Отец Александр Сизой, первый священник на Амуре, деятельно заботился об устройстве первого храма; он, чтя память умерших казаков, испросил разрешения Муравьева перевезти с поста готовый новый сруб, в котором сотник Травин хранил всю зиму трупы умерших людей, за невозможностью копать для них могилы в мерзлой земле, так как все были больны и еле могли двигаться. Здоровый и сильный отец Александр, по сказанию казаков, на себе таскал бревна, а Муравьев с офицерами плотничал внутри при устройстве престола. В неделю часовня была готова. Итак, усыпальница «положивших живот свой за страну сию» обратилась в алтарь нынешней деревянной Никольской церкви в г. Благовещенске» («Краткая история Амурского казачьего войска», Благовещенск, 1912). Собор Благовещения Пресвятой Богородицы, давший название городу, стал кафедральным собором выдающегося церковного деятеля отечественной истории Иннокентия Вениаминова. Для Благовещенска его труды и личность имели особое значение. Перенесение им епископской кафедры, в то время единственной на Дальнем Востоке, из Якутска в Благовещенск повышало статус города, обеспечивало его будущность не только как церковного центра. Особое значение для вновь заселяемой территории имела терпимость Иннокентия к многочисленным сектантам, потянувшимся на Амур и составившим значительную часть наиболее активного торгово-промышленного населения области и Благовещенска. Первые храмы Благовещенска, как и остальные здания города, были деревянной постройки. Первая кирпичная церковь была возведена в 1883 году, позже построены еще два каменных храма и часовня. Строительство четвертого храма во имя Благовещения, который был заложен на месте разрушенного с приходом русских древнего маньчжурского святилища - кумирни, оказалось неудачным. По преданию, в 1857 году Муравьев приказал «выгнать остатки манджур, живших около Благовещенска в селении Чигири-Ула, где теперь находится архиерейская дача. Казаки живо очистили селение, по пути разнесли и кумирню манджур, выстроенную на пригорке, где теперь уныло стоит недостроенный, треснувший в своем основании православный каменный собор. Кумирня эта была глубоко почитаема всеми манджурами на Амуре. В ней, по рассказам стариков-манджур, был грозный Бог, председатель всех богов. И всякий манджур, плывший с верховьев Зеи и Амура, обязан был зайти в эту кумирню и принести жертву благодарения за удачный сплав. Звон в колокол, трескотня от ракет стояли ужасные, и жители были довольны, что наконец-то «председателя богов» не стало... Но зато манджуры, оскорбленные поруганием их святыни, увидев, что наш собор, построенный на месте той святыни, дал трещину и разрушается, теперь с чувством особого удовлетворения говорят: «Наш бог сильнее вашего, дух его остался здесь и разломал вашу церковь» («Краткая история Амурского казачьего войска»). При проектировании культовых зданий местные архитекторы брали за образец уже построенный храм или пользовались утвержденным Синодом сборником образцовых проектов. Прототипом, например, Шадринского собора (Свято-Троицкой церкви) была церковь Богоявления Господня (Гутуевская) в Санкт-Петербурге. По этому же проекту была построена церковь Святой Софии в Харбине, так что сегодня жители нашего города могут увидеть в Китае почти точную копию Шадринского собора.

Возрастная категория материалов: 18+