Студенческий театр АмГУ был последним и любимым детищем Маргариты Владимировны, за десять лет ее руководства он неоднократно побеждал в конкурсах, показывал спектакли на фестивалях в Хабаровске и Екатеринбурге, получил звание народного коллектива. В общей сложности почти 15 лет Маргарита Владимировна проработала в Амурском театре драмы, из них около десяти - главным режиссером. Марго вспоминают актеры и работники театра. «Наши души обнимаются» Актриса театра драмы Анна Радецкая: - Маргарита Владимировна была ученицей Юрия Завадского, и Завадский говорил о ней: «Эта девочка излучает токи высокой частоты». Она любила вспоминать студенческие годы. Юрий Завадский оставлял ее в своем театре актрисой. Но она хотела быть только режиссером. Она училась на режиссерских курсах у Гончарова, главного режиссера театра Маяковского в Москве. У Гончарова случился микроинфаркт, в то время он ставил спектакль по пьесе Миллера. И он попросил не кого-то, а именно Богатыреву довести постановку до ума. Она работала с Немоляевой, Лазаревым. Гончаров результатом был доволен, он Маргариту Владимировну оставлял очередным режиссером в театре Маяковского. Удивительно: девочка из Ефремова Тульской области после школы была библиотекарем - и таких высот достигла. Казалось бы, радоваться надо. Но она мечтала о своем театре. В Министерстве культуры предложили поработать главным режиссером на Дальнем Востоке, так она оказалась здесь - сначала в Хабаровске, затем в Благовещенске. Она очень верующий человек. Дома у нее были иконы, она умела молиться. Но это было не напоказ. Ее воспитывала мама вместе с тетей, которая была монахиней. Она обладала уникальным даром слова. Многие ее выражения незабываемы. Например, в моменты удивительного единения сцены и зала на творческих вечерах она говорила: «Наши души обнимаются крепко-крепко». Это незабываемо. Работник театра, член СТД Лариса Богданова: - Маргоша (так мы ее любя называли) приехала в Хабаровск в ка-честве главного режиссера краевого театра драмы в 1969 году, я тогда работала в управлении культуры и встречала ее в аэропорту. Первое ощущение - сияние. Глаза, рыжие волосы, веснушки - и все сияет радостью. Маргоша обладала очень сильной энергетикой, которая выплескивалась наружу. Первый спектакль, который она поставила в Хабаровске, был «Антоний и Клеопатра», любимый ею Шекспир. Второй - «Большевики» Шатрова, без идеологии в те годы репертуар был немыслим. Отработав у нас сезон, она уехала в Благовещенск. Потом и я сюда перебралась, здесь мы встречались время от времени. В одну из последних встреч она призналась: «Знаешь, я счастлива. У меня есть свой театр, и это так прекрасно. У нас замечательные отношения со студентами, среди них есть талантливые ребята. Нет никаких препон, которые есть в профессиональных театрах, нет зависти, закулисья, которое съедает творчество. Ректор прекрасно ко мне относится, и я могу делать что хочу». Янтарь от Марго Заслуженный работник культуры Дмитрий Шубинский: - Знаком с Марго с 1970 года, когда она поставила у нас спектакль «Ромео и Джульетта». Это был солнечный, талантливый спектакль с необычным режиссерским решением. Я тоже с удовольствием играл в нем. Маргарита Владимировна приехала к нам цветущей женщиной, и когда она сидела на репетициях или двигалась по сцене, мужские сердца трепетали. Ее прекрасная речь, логически построенные фразы никого не оставляли равнодушными. У нее были странные поговорки. Актер во время репетиции отпрашивается из зала. Она: «Быть в пределах досягаемости!» Или: «Если делать, то делать до изжоги!» Или, допустим, она сидит, приводит лицо в порядок и замечает между делом: «Реставрирую памятники старины». За ней можно было записывать. Потом она уехала. Прошло время, и в конце семидесятых она вернулась к нам. И была главным режиссером в 1970 - 80-е годы почти десять лет. Она любила творческие встречи, мы много разъезжали по области, показывали отрывки из спектаклей, отвечали на вопросы. Она была хорошим организатором и умела заварить эту кашу. Ее организаторские способности реализовались в создании театра «Глобус». Она дала толчок «Глобусу», и он закрутился, и пусть он вертится вечно, как наша Земля. Думаю, было бы правильно присвоить этому театру ее имя. Заслуженный артист РФ Роберт Салахов: - С легкой руки Марго я оказался в Амурском театре драмы. В 1989 году демобилизовался, и из Белогорска, где служил, приехал в Благовещенск. Прежде чем поступать в академию искусств во Владивостоке, мне надо было взять направление от местного СТД. Там я увидел энергичную женщину, которая с кем-то репетировала. Я, как водится, что-то прочел. Ей понравилось. И она сразу без обиняков мне предложила остаться в театре, где со временем из меня сделают актера. Я отказался. А через пять лет, когда я окончил вуз и работал в театре драмы во Владивостоке, - вдруг звонок от Маргариты Владимировны. Она мне безапелляционно заявляет: «Салахов! Что ты там пропадаешь? Приезжай, мы решим проблему с жильем, с деньгами, работать будешь плотно и много». Я поверил. В 1994 году мы приехали с Олегом Бойко сюда. С тех пор работаю здесь. Частенько на театральных банкетах она говорила: «Вот видишь, Салахов, не зря я тебя сюда позвала!» Она любила делать подарки, особенно женщинам - из своих украшений, безделушек. Мы с ней были Львы по гороскопу, наш камень - янтарь. И у меня хранится подаренная ею янтарная заколка. Женское обаяние режиссера Актриса Наталья Петрова: - В 1981 году я приехала в Благовещенск, Маргарита Владимировна была главным режиссером. Встретила меня она хорошо. Мы тесно не общались, но она всегда подойдет, спросит: «Девочка моя, как у тебя настроение? Как поживает наш муж?» Это «наш муж» меня всегда немного напрягало. Но такая у нее была манера. Меня покоряло, как она умела говорить, и я всегда ей это восхищение выражала. На что она неизменно отвечала: «Мне нравится твой юмор. Порой он убивает, но он мне нравится». Я у нее была мало занята. Она любила высоких, красивых актрис. А я маленькая. Видимо, Марго не воспринимала, что актриса может быть невысокого роста. Потом, когда она уже ушла из театра, мы случайно встретились. И она мне сказала: «Наташка, я тебя недооценила. Я собираюсь поставить «Нору» Ибсена, ты будешь Нора, а Матвеев будет твоим партнером». Но не случилось. Режиссер, заслуженный артист РФ Ринат Фазлеев: - При всей своей величавой красоте и женственности она обладала мужским характером, целеустремленностью и добивалась желаемого результата. Она была диктатором, как всякий режиссер, но делала это по-женски мягко и незаметно. К ней всегда притягивали ее начитанность, интеллект, умение анализировать пьесу. И главное, что вызывает уважение, - человек, расставшись с профессиональным театром, нашел в себе силы создать новый театр, воспитывать детей, прививать им любовь к театру. Народная артистка РФ Анна Лаптева: - Женщин-режиссеров у нас мало, а женщин - главных режиссеров вообще по пальцам пересчитать. Это сложная мужская профессия. Но при ее женственности, ранимости у Марго был совершенно мужской характер. Режиссер до мозга костей. Она срежиссировала даже свою судьбу. Она умерла 23 октября, на этот день в АмГУ было назначено открытие культурного центра. А на 31 октября она назначила спектакль «Пучина» по Островскому. Во время болезни она говорила: «Если умру, на девять дней играйте «Пучину». И оказалось, что спектакль как раз на эту скорбную дату и назначен. А на сороковой день у них с мужем исполнилось бы тридцать лет совместной жизни. Таких, как Маргоша, нет и не будет больше. Она как смерч ворвалась, все срежиссировала, воспитала детей-студентов и ушла.