Китайская Восточная железная дорога, построенная на средства России по Мукденскому соглашению, считалась совместным советско-китайским предприятием. Однако китайские милитаристы уже в 1924 — 1928 годах спровоцировали ряд серьезных инцидентов. Арестовали работников КВЖД, захватили и разграбили советское консульство в Пекине, ликвидировали профсоюзы и общественные учреждения, потопили пароход «Память Ленина», а 47 моряков заковали в цепи и посадили в тюрьму. К советской границе на Амуре и Уссури была стянута 300-тысячная армия. Участились вылазки банд на советскую территорию. С августа по сентябрь 1929 года было совершено 116 обстрелов, 42 нападения китайских частей и 40  белогвардейских банд на наши населенные пункты. Советское правительство терпеливо разъясняло пагубность подобной политики. Не реагируя должным образом на требования прекратить нападения, китайская печать превозносила гоминьдановские вооруженные силы, расхваливала в том числе и величие Сунгарийской военной флотилии. Одновременно китайской общественности внушалась мысль о низкой боеспособности Красной армии, которая якобы была укомплектована корейцами под командованием немецких инструкторов. Много говорилось и о том, что Амурская флотилия небоеспособна.

Первый отпор

Для защиты дальневосточных границ приказом N 223 наркомвоенмора и председателя РВС СССР была создана Особая Дальневосточная армия, а ее командующим назначен Василий Константинович Блюхер, герой Гражданской войны. В состав Амурской флотилии входил 68-й авиационный отряд (14 гидросамолетов МР-1). Флотилии придавались второй батальон четвертого Волочаевского полка, части Второй Приамурской дивизии. Флотилия располагала мониторами «Ленин», «Свердлов», «Красный Восток», «Сун-ят-сен». На каждом было по четыре артбашни и столько же пулеметов. А на канлодках «Беднота», «Красное Знамя», «Пролетарий», «Бурят» было по два орудия и по три пулемета. А еще на страже советских рубежей стояли дивизион бронекатеров «Пика», «Копье», «Барс», минзаг «Сильный» и два тральщика. Сунгарийская же флотилия имела лишь один крейсер «Кион-Хин», три канлодки, шесть пароходов, вооруженных пулеметами и бомбометами. Преимущество Амурской флотилии было очевидным, но береговая оборона белокитайцев в Могонхо и Чигиха состояла из двух батарей и трехдюймовых орудий, шести бомбометов и четырех пулеметов. Кроме того, в устье Сунгари были выставлены 60 стационарных и гальваноударных мин. На случай прорыва советских кораблей на фарватере Сунгари стояли баржи с камнем, приготовленные к затоплению. В окопах, отрытых вдоль всего берега, находились пехотная бригада и части морской пехоты из Циндао.

Первый отпор белокитайцам дали 11 августа 1929 г. Монитор «Свердлов» сорвал попытку белогвардейской банды переправиться через Амур на советский берег и огнем своей артиллерии помог краснофлотскому десанту овладеть китайским укреппунктом. Чуть выше по Амуру бронекатер «Пика» высадил краснофлотцев и пограничников. При поддержке артогня мониторов «Ленин» и «Свердлов» 25 моряков под командой боцмана Семьина соединились с ранее высаженным десантом и ворвались в укрепления белокитайцев и белогвардейцев. Не выдержав рукопашного боя, гарнизон бежал. Из китайского города Висимун белогвардейцы обстреляли пограничные наряды села Черняева. Десант с монитора «Красный Восток» вынудил противника отступить. В сентябре и октябре несколько раз открывался огонь по нашему берегу и торговым пароходам.

Удар, еще удар

Сунгарийская флотилия встала под прикрытие береговых батарей и бомбометов — противник явно готовил крупное наступление. Советское командование, имея эти разведданные, приняло решение провести наступательную операцию, чтобы разгромить силы противника, сосредоточенного в низовьях Сунгари. Амурской флотилии была поставлена задача уничтожить Сунгарийскую флотилию и с частями Второй Приамурской стрелковой дивизии овладеть укреплениями Лахасусу. 12 октября в 6 часов 10 минут первыми нанесли удар по Лахасусу бомбардировщики, а через пару минут на вражеские укрепления обрушила огонь корабельная артиллерия монитора «Ленин». Действия нашей авиации и флотилии для противника оказались неожиданными, и его корабли открыли беспорядочный огонь. В ходе 15-минутной артподготовки наши тральщики протралили устье Сунгари, тем самым обеспечив безопасный прорыв в Лахасусу кораблей с десантами. На 20-й минуте боя монитор «Свердлов» потопил канлодку «Ли-Дзи», а через несколько минут меткими залпами повредил канлодку «Ли-Суй» и поджег пароходы «Дзянь-Тай» и «Дзянь-Най». Монитор «Красный Восток» огнем пушек разрушил береговые укрепления, подавил двухорудийную батарею, затем потопил канлодку «Дзянь-Пин». Наш монитор «Сун-ят-сен» в течение нескольких минут потопил два вооруженных парохода и подавил плавучую батарею «Дун-и», но и в него попали три снаряда. Было ранено несколько краснофлотцев. Так же мужественно действовали монитор «Ленин», канлодки «Пролетарий», «Бурят», «Красное Знамя» и бронекатера. К 8 утра Сунгарийская флотилия была уничтожена, лишь несколько кораблей успели уйти вверх по реке. Упорный бой на берегу продолжался семь часов, и к 15 часам наш десант овладел городом и крепостью Лахасусу. Противник потерял четыре корабля, 200 человек убитыми, 98 пленных. Нашими трофеями стали плавбаза «Дун-и», четыре баржи, два мотокатера, 12 орудий, 13 бомбометов, 15 пулеметов и 300 винтовок. Окончание следует.