Спектакль поставил режиссер из Иркутска Андрей Штейнер, это его первая постановка на амурской сцене. Написанная в 1927 году пьеса разоблачала период первоначального накопления капитала, когда время превращалось в деньги, а простые человеческие чувства становились товаром. Когда скандал в благородном семействе, раздутый вечерней газетой, обеспечивал обвал котировок на бирже, а глава этого семейства решал, что красавица-дочь на выданье — тоже капитал, который требует выгодного вложения.

Девиз времени —«Все на продажу!»

Не только материальный мир, но и минуты с секундами, отношения и даже признания в любви. Все имеет свою цену, а следовательно, и покупателя. Современно звучит, не правда ли? Суперделовой господин Компас (его роль в очередь исполняют заслуженный артист Роберт Салахов и артист Юрий Егоров) времени не теряет — он посекундно обращает его в деньги. И когда он вдруг замечает, что манто и бриллианты для любовницы обходятся ему слишком дорого, он решает «продать» дочь. Лиа умна и хороша собой, ее можно выдать замуж и без приданого. Главное — сделать это срочно, ведь время — деньги. Рациональная Лиа (Александра Аверьянова) оказывается достойной дочерью своего отца и человеком своей эпохи — к полному ужасу старорежимной маман в перьях (Анна Радецкая) она легко соглашается выйти за первого встречного с кругленьким капиталом. Если бы господин Компас знал заранее, чем все закончится... Господин Компас был уверен, что не найдется в мире более делового дельца, чем он сам. Но он ошибался. Поэт и романтик Мебиус (Олег Бойко), чьи искренние стихи оказались совершенно не нужны бездушному, считающему купюры Берлину, находит иное применение своему таланту. Оказывается, возвышенные чувства в пропитанном духом наживы мире — очень даже ходовой товар. Мужчин волнуют только барыши, а тем временем их жены, дочери и служанки страдают от отсутствия нежных слов.

Виртуоз изящной словесности

Мебиус открывает контору для эмоционального удовлетворения недолюбленных женщин — пишет пачками любовные письма, беседует с дамами по телефону, бегает на свидания. У него более трехсот клиенток, правда платят они нерегулярно, да и в разной валюте — кто пфеннигами, а кто теплыми панталонами. Но другого способа заработать на жизнь у Мебиуса нет. Как только Лиа появляется на горизонте у Мебиуса, он в нее влюбляется и снова из циника-пройдохи превращается в поэта-романтика. Любовь оказывается взаимной. Понятно, что суперделовой папаша Компас никогда не отдаст дочь замуж за бессребреника. Но Мебиус, уже давно впитавший в себя рыночные отношения, прекрасно понимает, что единственный его капитал — это знание психологии и умение общаться с женщинами. И выгодно вложив свой капитал, он может получить не только статус депутата Рейхстага, но и дочь Компаса в жены. Спектакль заканчивается тотальным хеппи-эндом — конечно, чувства влюбленных восторжествовали над материальной выгодой, но при этом никто не стал нищим, даже наоборот — все разбогатели еще больше. «Делец» поставлен в стиле утонченного модерна, сценографическое решение придумал и воплотил заслуженный деятель искусств России Вадим Бройко из Улан-Удэ. На сцене влюбленные назначают встречи у настоящего, пускающего струи фонтана, интерьер украшает изящная плетеная мебель. Если к этому добавить, что в спектакле играет живой оркестр из пяти музыкантов, а героини много и изысканно курят, то можно сказать, что атмосфера «серебряного века» в основных чертах схвачена. Комедией спектакль делает не только сюжет пьесы, но то, что режиссер дал возможность актерам «похулиганить» на сцене. Когда герою Олега Бойко не хватает слов, актер прибегает к языку пантомимы. Находят комические краски с немецким колоритом для создания образов своих персонажей народный артист Республики Бурятия Евгений Тихомиров и заслуженный артист России Александр Казаковцев. А контуженый сыщик фон Шметтау в исполнении заслуженного артиста Бурятии Юрия Роголева решен чисто комически — каждое его появление на сцене равносильно небольшой клоунаде.