Мода на профессии диктует свои правила: правозащитников сегодня различные вузы и академии выпускают в разы больше, чем педагогов, агрономов и механизаторов вместе взятых. Однако у частнопрактикующих юристов уровень защиты граждан в судах сильно «хромает», утверждают судьи Белогорского горсуда. В связи с этим у горожан возникает немало серьезных проблем. И приводят примеры. Так, один из белогорских юристов взял деньги за представление интересов в суде жительницы города. Женщина, которую уволили с работы в детском саду по причине достижения пенсионного возраста, была с этим не согласна. Юрист убедил ее, что восстановление на работе — дело беспроигрышное. Но прошла пара заседаний, и он понял, что это далеко не так. Но сказать об этом клиентке духу не хватило, поэтому он просто-напросто стал ее избегать — не являлся на судебные заседания, не отвечал на звонки. В итоге женщина не только проиграла суд, но и потеряла деньги, заплаченные за его услуги.

Другой пример. В октябре прошлого года на железной дороге под сокращение попали более полутора сотен проводников. Согласно планам руководства структурного подразделения ОАО «РЖД» уволенные проводники должны были перейти работать в ООО «Забайкальская транспортная компания». В последний рабочий день им выдали на руки расчет и выписки из приказов. Однако перспектива перехода на работу в частную компанию работников железной дороги не устроила. Около 40 человек обратились к одному из известных в городе частнопрактикующих юристов, который и помог им составить иски в суд с просьбой признать увольнение незаконным. По словам железнодорожников, в среднем каждый из них заплатил за услуги от 300 до 500 рублей. Но суд вернул иски заявителям. Людям объяснили, что, согласно действующему законодательству, иск предъявляется в суд по местонахождению ответчика. В данном случае либо в Москву, где располагалось ОАО «РЖД», либо в Читу — по адресу филиала организации. Судебная коллегия по гражданским делам Амурского облсуда, куда обратились не согласные с таким поворотом дел железнодорожники, определение горсуда оставила в силе. При этом было упущено драгоценное время: согласно Трудовому кодексу, обжаловать свое увольнение гражданин может лишь в течение месяца. К моменту, когда работники железной дороги разобрались, что к чему, 30 дней уже прошло. И если бы после этого они обратились в суд Читы, то вероятность их восстановления на работе была бы ничтожно мала. Объяснение проводников, что они обратились с иском не по адресу из-за ошибки своего представителя, судья вполне мог не принять во внимание. И был бы прав. Можно сказать, что белогорским проводникам повезло: их восстановили на суде еще до того, как судебная коллегия Амурского суда вынесла свое решение...

По мнению председателя Белогорского городского суда Сергея Касьянова, юрист, составлявший иски для железнодорожников, о их неподсудности Белогорскому горсуду не мог не знать. Однако, похоже, желание заработать оказалось сильнее. С этикой, считает Сергей Касьянов, у «вольных» юристов не так хорошо, как хотелось бы.

— Уровень защиты прав и интересов граждан должен быть построен на профессиональном, а не на самодеятельном уровне, — говорит председатель горсуда. — Сегодня мировой судья может назначить в качестве защитника человека, не имеющего даже юридического образования. А так не должно быть. Если ты юрист и хочешь представлять чьи-либо интересы в суде, то ты просто обязан сдать квалификационный экзамен и взять на себя обязательства по соблюдению определенных профессиональных стандартов и этических обязательств.

Подобное утверждение небеспочвенно. Слишком много примеров — в том же Белогорске, когда «вольные» юристы брали деньги за свои услуги, но не отрабатывали их. По словам Сергея Касьянова, в Белогорске занимающихся частной практикой квалифицированных, грамотных юристов раз-два — и обчелся. Зато есть такие, появление которых в суде вызывает головную боль у судей. Не потому, что дотошный, а потому, что шума и суеты от такого юриста много, а пользы мало. Белогорск.