Хозяина тайги можно запросто встретить в любом районе Приамурья, где есть лес. Особенно много медведей обитает в Тындинском, Селемджинском и Сковородинском районах. Отсюда и многочисленные встречи бамовцев с бурым хищником.

— В этом году в нашей области уже был зарегистрирован один подобный случай, — комментирует начальник отдела особоохраняемых природных территорий министерства сельского хозяйства Амурской области Александр Якименко. — В районе реки Чильчи, неподалеку от села Усть-Нюкжа Тындинского района, местные жители видели медведя. 19 мая администрация Тындинского района обратилась к нам за лицензией на отстрел этого зверя. Мы подготовили необходимые документы и направили им.

Несмотря на то что сезон медвежьей охоты открывается осенью, охотоведы выдали тындинцам лицензию. Причем бесплатно, хотя стоит она недешево — три тысячи рублей (на лося, кстати, полторы). Ведь здесь речь идет не об охотничьем азарте, а о безопасности амурчан. Просто так отстреливать медведей запрещено. Для этого нужно получить разрешение соответствующих органов.

— Охотиться на бурого медведя в Приамурье можно с 1 сентября, — продолжает Александр Якименко. — Но в этом году, возможно, сезон охоты стартует раньше — уже летом. Дело в том, что численность медведей неуклонно растет. По приблизительным подсчетам, сейчас в наших лесах обитает почти 4,5 тысячи косолапых. Вопрос о перенаселении медведей и разрешении их отстрела сейчас решается в нашем ведомстве.

По словам специалиста, даже во время охоты запрещено стрелять в медведиц с маленькими медвежатами. В среднем одна медведица приносит двух детенышей, которые рождаются весом в четыреста граммов (хотя взрослый зверь весит около трехсот килограммов). В момент, когда малыши с матерью выходят из берлоги — в апреле — мае, им исполняется три месяца. То, что медведей стало больше, заметили и жители Кувыкты Тындинского района. Пасущуюся семейку из пяти топтыгиных они обнаружили в нескольких километрах от села. Поэтому сегодня границы родной территории, не вооружившись, не покидают.

Новость о гуляющей пятерке косолапых разлетелась и по соседним селам. Их жители теперь даже с ружьями ходят на работу, если их служба связана с перемещениями по тайге. Береженого, как говорится, бог бережет. Жертвой же медведя можно стать в любое время года — они атакуют и голодные, и сытые. Хотя основная причина «выхода в люди» — еда. В поисках ее хозяева тайги подбираются к поселкам, обживают свалки. Ученые утверждают: если медведь хоть раз попробовал человеческую пищу, он попадает в зависимость. Нередко и сами люди становятся «деликатесом» для мишек. Так, в июле прошлого года в Приамурье было зарегистрировано два случая гибели людей от лап и зубов таежного хищника. И оба — в Тындинском районе. В первом случае медведь расправился с 20-летним парнем. Обглодал монтера буквально до костей. Во втором — трагично закончился семейный отдых на берегу реки. Защищая супругу и двоих детей, мужчина пал жертвой хозяина тайги.

Тет-а-тет с топтыгиным

Советы — стучать, греметь, шуметь — не всегда действуют. Ученые утверждают, что выросло новое поколение медведей, знакомых с цивилизацией. Поэтому, если вы столкнулись с топтыгиным, не кричите и не бегите так быстро, чтобы пятки сверкали. Наоборот, тихонько отступайте назад, не выпуская хищника из виду. Помните, что медведь нападает только из положения «на четырех лапах». Если он стоит на задних, подняв передние, — он вас пугает, прогоняет с территории. Боится этот исполин огня. Языки пламени и дым заставят хищника убраться восвояси. Но лучшая защита, конечно же, держаться от мишек подальше и жить с ними в мире. Кстати, медведица помнит запах убийцы своих медвежат очень долго, в этом случае все люди становятся ее заклятыми врагами.