— С 1 января 2009 года в России до 80 процентов повышаются вывозные пошлины на необработанную древесину, то есть в следующем году будет практически невозможно импортировать круглый лес из вашей страны, — отметил руководитель делегации, президент фирмы «Тройка Инк» Умэмия Содзи. — Поэтому мы совместно с представителями японских компаний, закупающих лес, приехали с предложением создать на вашей сырьевой базе производство шпона из лиственницы, а потом перерабатывать его до фанеры.

Кстати, с Амурской областью у нас уже давно сложились деловые отношения в части поставок круглого леса для Японии. Сегодня в европейской части страны свободных лесных ресурсов становится все меньше. Реально нарастить мощности по лесопереработке на территории России можно только в Сибири и на Дальнем Востоке. Наличие богатой лесосырьевой базы в Приамурье привлекает многих. В прошлом году объем заготовленной древесины по сравнению с 2006 годом вырос у нас на 20 процентов.

— В последнее время мы рассматриваем реализацию ряда серьезных проектов, направленных на развитие лесопереработки, — отметил и. о. губернатора Амурской области Виктор Марценко. — У нас утверждена специальная программа развития лесопромышленного комплекса до 2020 года. К 2010 году мы планируем увеличить выпуск товарной продукции в 4 раза, а объем переработки довести до 950 тысяч кубометров в год. У нас в области пока еще не развито малоэтажное домостроение, но его развитие мы рассматриваем в комплексе с реализацией программы «Жилище» и ликвидацией ветхого жилья. Этот проект нам представляется очень интересным: так, предполагается использование новых технологий, то есть это будет экологически чистое производство и экологически чистое жилье.

Кстати, в Японии популярно строительство двухэтажных деревянных домов. В пиковые годы строительства их число достигало 1,8 миллиона, а в прошлом году появился 1 миллион таких новостроек. Однако это требует очень большого количества древесины, которой в Японии катастрофически не хватает. Доля импортного леса в этой стране составляет 55 процентов. Японцы признаются, что их привлекают наши лесные богатства, однако они опасаются больших затрат на электроэнергию. В очередной раз они удивились, как при таком количестве ГЭС стоимость киловатт-часа может быть выше, чем в других регионах, которые не так богаты энергоресурсами.

— У нас планируется строительство Нижне-Бурейской ГЭС, — сказал Виктор Марценко, — поэтому я думаю, что при таких гидроэнергетических мощностях в области все же произойдет снижение стоимости электроэнергии. Кстати, у нас в перспективе должна появиться еще и Нижне-Зейская ГЭС, и у ее инвестора есть опасения, что при таком избытке электроэнергии не будет рынка сбыта. Поэтому мы с интересом рассматриваем проекты, связанные с потреблением больших мощностей.

Кроме того, программа развития Дальнего Востока и Забайкалья дает надежду, что в ближайшее время излишки электроэнергии будут востребованы. Стоимость проекта по строительству завода на сегодняшний день оценивается примерно в 50 миллионов долларов. Предполагается, что в год предприятие будет перерабатывать до 250 тысяч кубометров древесины. Уже в ближайшие дни японская сторона подготовит все необходимые документы, которые поступят на рассмотрение в амурское правительство.

СПРАВКА "АП"

Шпон — это тонкий слой древесины толщиной, как правило, 0,5 — 3 миллиметра, получаемый строганием брусьев ценных пород (строганый) или лущением коротких пропаренных бревен из березы, ольхи, сосны. Один кубический метр древесного ствола может дать до шести тысяч квадратных метров шпона. Никакой другой натуральный продукт не может дать такой прибавки по величине.