Ореховый гостинец На поверхностный взгляд Рождественка мало отличается от большинства старых амурских деревень. Население под 300 человек, деревянные домики с автотрассы сразу и не заметишь. Летом крыши укрыты зеленью придорожных деревьев, зимой под снегом — практически сливаются с окружающим ландшафтом. Поверив придорожному указателю, мы решили свернуть и сразу оказались в эпицентре общественного внимания. — Смотри-ка, газета приехала, — разглядывая надпись редакционного микроавтобуса, зашептался сельский люд, прятавшийся от метели в небольшом магазинчике. —Не иначе случилось чего? — Пока нет, но в ночь с 31-го на 1-е обязательно случится, — пришлось пообещать местным на всякий случай, заодно поздравив их с наступающим. — Лучше подскажите, где у вас тут очаг культуры. Будем писать, как вы Новый год и Рождество встречаете. — Тогда прямая дорога в клуб, там у нас и массовики, и затейники, — перечислив все повороты, дали наводку новые знакомые. Клуб, он же Дом культуры, — одноэтажное кирпичное здание бывшего детского сада. Вполне уютный теплый домик. Помимо актового зала и небольшой артистической гардеробной, здесь же библиотека. Зимой в селе больше пойти некуда. Впрочем, от дефицита развлечений рождественцы не страдают. Как выяснилось, Новый год здесь встречают всем миром. Вечером 31-го собираются в клубе, показывают друг другу новинки самодеятельного творчества. За полчаса до боя курантов народ расходится по домам и, опрокинув там пару стопок или бокалов, возвращается обратно. В час ночи первого января веселье возобновляется с новой силой и длится до рассвета. Молодежь пляшет, взрослые любуются. — Елки в клубе пока нет, но обязательно появится, — оторвавшись от швейной машинки, сообщила директор культурного заведения Мария Письмак. — Как же без елки? Ведь все новогодние каникулы к Дому культуры будет приковано повышенное внимание односельчан. Сейчас «сударушек» соберем, споем, спляшем, посмотрите наш сценарий. «Сударушки» на протяжении десятка лет — лидеры местного хит-парада. И не местного тоже. В качестве свидетельств — большой набор грамот и дипломов различных конкурсов. С десяток женщин в традиционных русских платьях, кокошниках насаждают фольклор по округе. Долго уговаривать показать мастерство никого не пришлось. — Я как узнала, что про наш Новый год писать будете, даже стирку бросила, — с порога выпалила 73-летняя Лидия Коновна Бида. — Я здесь родилась и выросла, всю жизнь в Рождественке прожила. В детстве не до отмечаний было. Мать утром зайдет в хату, поздравит нас, детей, с праздником и вывалит на пол из подола лесных орехов. А нам, малышам, больше и не надо гостинцев — ползаем радостные, собираем. Первую праздничную елку увидела после войны. К нам тогда много ссыльных прибалтов приехало. Все учителя, врачи — люди интеллигентные. Одна женщина была без детей, поэтому нарядила елку и позвала местную детвору. Восторгу не было предела. Сегодня стараемся другим праздник устроить. Быстренько переодевшись, «Сударушки» вывалили на улицу в сугроб и затянули... Да так, что мурашки по коже! Жаль только, до гармониста из соседнего села дозвониться не смогли. Говорят, колоритный он очень. Хотя и без него было что послушать и посмотреть, а заодно позавидовать рождественцам. С таким коллективом им явно повезло. Возрождение из пепла Откуда пошло нынешнее название села, жители с уверенностью сказать не могут. Им самим пришлось восстанавливать историю по рассказам стариков. Говорят, точные сведения должны быть в Благовещенске в каком-то недоступном партархиве. Что любопытно: по главной версии, Рождественка с Рождеством никак не связана и, по первым упоминаниям от 1904 года, числится как Соминка. — Озеро рядом было под названием Сомино, — делится подробностями местный хранитель истории, а по совместительству библиотекарь Надежда Север. — Сомы водились огромные. Говорят, даже на берег выползали и пугали народ своим видом. Во время Гражданской войны половина села была уничтожена огнем японских карателей. Потом его отстроили и вроде как возродили. Вот отсюда и название Рождественка. Но опять же это все предположения. — Вполне возможно, что старики под маской восстановления села хотели скрыть истинный смысл названия, — делится худрук Людмила Редько. — В те годы шли сильные гонения на религию, людям приходилось скрывать свою набожность. Не исключено, что наша Рождественка имеет самое прямое отношение к Рождеству. Любопытно, что в сторону православной версии больше склоняется молодежь. Кстати, у рождественских ребятишек свои планы на новогодние развлечения. Колядки, святки, посевания — весь набор праздничных ритуалов из бабушкиного прошлого теперь на вооружении подрастающего поколения. — Наряжаются, козу на поводок — и по домам, — продолжает директор Дома культуры. — Кто сала кусок даст, кто конфетами угостит. Мелочь, а приятно. Это ведь наше поколение было отстранено от рождественских и новогодних обычаев, а сейчас сельские ребятишки с удовольствием их используют. Все церковные и старообрядческие праздники знают. Даже на крещение в мороз лютый к полуночи требуют отвести их на ключ. Там сами набирают воду в пластиковые бутылки. Родственники Пение у рождественцев в крови. Благо все в селе друг другу отец, племянник и брат либо сват, деверь и зять. Родственники, одним словом. Так и живут по-родственному — ходят в гости, вместе делят горе и радости. Влюбляются, женятся, расстаются и всегда поют. Потому «Сударушки», большинство из которых предпенсионного возраста или уже вышедшие на заслуженный отдых, за будущее своего коллектива особо не переживают. При Доме культуры периодически голосит и детский ансамбль «Настроение». У солистки ансамбля, дочери местного участкового, шестилетней Марии Бида всегда наготове голубое концертное платье. Родители говорят: девочка начала петь с пеленок и теперь стремится походить на бабушку, нашу собеседницу — Лидию Коновну, что в детстве новогодним орехам радовалась. Поют они хором прямо в кухне, у русской печки — внучка на табуретке с упитанным домашним Мурзиком на руках, бабушка рядом. — И «Кузнечика» знаю, и «Крылатые качели», и песню мамонтенка из мультика, — перечисляет юное дарование. — У нас еще караоке есть, но теперь надо бабушкины песни учить. Кем стать хочу? Ну, конечно, певицей, — и в недоумении на странный вопрос разводит руками. Символ в сарае Рождественка не всегда была маленьким лесным селом, похожим на старые населенные пункты. Вернее, похожим оно было всегда, но не так давно и наши амурские деревни были другими. Распахивались поля, народ на фермах боролся за переходящий вымпел (как вариант — знамя, кубок и так далее) «Победителю соцсоревнования» или звание ударника коммунистического труда. Сейчас рождественцам не до борьбы: главная цель — выжить в непростое безработное время. Особое уважение к главному символу будущего года. Корову здесь встретишь в каждом подворье. Она, конечно, не бык, как того требует восточный календарь, но все надежды на нее, родимую. — Если сдавать молоко, то одна корова приносит до 70 тысяч рублей в год, — со знанием дела говорит участковый Алексей Бида. — По городским меркам это, может, и немного, а для нас существенно. Одним словом, кормилица. Серышевский район.