Первое время строительные компании работали за счет собственных средств, выплачивая из них налоги и Первое время строительные компании работали за счет собственных средств, выплачивая из них налоги и

Из-за этого десятки строительных компаний в Амурской области не могут получить деньги за уже выполненные работы: отсыпанные кубометры грунта, построенные мосты и уложенные рельсы.

В июне прошлого года на торжественном открытии начала строительства железной дороги от разъезда Улак на БАМе до станции Эльги в Республике Саха (Якутия) инвестор в лице компании «Мечел» обещал стабильное финансирование и заверил местную власть и предприятия, что этот проект является приоритетным. И уже осенью 2010 года с месторождения пойдут первые составы с углем.

Еще до того, как была перерезана ленточка перед путеукладчиком, на Улак передислоцировались крупнейшие тындинские организации — «БАМстроймеханизация», группа компаний «Взрыв-пром», Мостостроительная компания-10. Ни у кого не было сомнений в том, что «Мечел» — надежный инвестор и проблем с финансированием не будет.

До октября заказчик действительно стабильно перечислял деньги, даже выделялись авансы, но уже с ноября начались перебои с оплатой счетов. Первое время строительные компании работали за счет собственных средств, выплачивая из них налоги и зарплату, но в новом году у многих, даже крупных предприятий резервы иссякли. В январе топ-менеджеры «Мечела», прилетевшие на Улак, заверили подрядчиков, что беспокоиться не стоит и в ближайшее время деньги поступят на счета строителей. Но ни в январе, ни в феврале расчеты так и не были произведены.

— Ситуация критическая. Из-за колоссальных долгов в мехколоннах, мостоотрядах сегодня нечем платить зар-плату, закупать горюче-смазочные материалы, у взрывников нет денег на взрывчатку, мостостроители не могут закупить конструкции, — говорит директор Якутского филиала «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» Александр Дудников. — Задолженность составляет уже 3 миллиарда 525 миллионов рублей. Это с учетом выполненных работ в феврале. При этом со стороны прокуратуры идет постоянный надзор за выплатой зарплаты, малейшая задолженность — сразу же выносятся предписания, вплоть до решения об отстранении руководителей от занимаемой должности. Сегодня ведутся переговоры с инвестором — компанией «Мечел», но пока никаких результатов нет, наоборот, долги продолжают расти.

Из-за кризиса с финансированием многие строительные компании оказались на грани банкротства. Рабочие требуют зарплату, фискальные органы — налоги, поставщики — оплату за поставленные ГСМ, запчасти. Но 5 месяцев без денежных вливаний со стороны заказчика не дают возможности рассчитаться по заявленным требованиям.

— Наша компания отсыпала 28 километров земполотна под укладку пути, построила более 50 малых искусственных сооружений, 65 километров притрассовой автодороги, — объясняет генеральный директор ОАО «БАМстроймеханизация» Василий Тарасенко. — За выполненные работы генеральный подрядчик должен нам около 600 миллионов рублей. Почти 600 человек, работающих на стройке, в ближайшее время могут остаться без зарплаты, что может привести к социальному взрыву.

Кстати, ОАО «БСМ» за счет собственных резервов выплатило зарплату рабочим мехколонн за январь. Однако у других компаний на это денег нет. Более того, многие предприятия уже давно готовы уйти со стройки, но у них нет средств даже на передислокацию техники с участков к железнодорожной станции.

Руководитель пресс-службы ОАО «ХК «Якутуголь» Наталья Суворова сообщила корреспонденту «АП», что компания отказывается от каких-либо комментариев, подчеркнув, что проблема с финансированием строительства железной дороги Улак — Эльга действительно существует. По ранее озвученной версии, «Мечел» оказался в трудном положении из-за мирового финансового кризиса, который существенно повлиял на металлургическую и угледобывающую промышленность.

Производство металла и угля по сравнению с прошлым годом значительно снизилось. Хотя в компании ситуацию не драматизируют и смотрят в будущее с оптимизмом, которого уже не осталось у амурских строителей. О перспективах строительства железной дороги Улак — Эльга и сдачи ее в эксплуатацию в сентябре 2010 года сегодня уже практически никто не говорит, сейчас главное — получить сотни миллионов рублей долгов.

Между тем тысячи механизаторов, взрывников, мостостроителей надеются, что на проблему огромной задолженности обратят внимание в Правительстве России и повлияют на инвестора строительства железной дороги Улак — Эльга, с тем, чтобы заказчик рассчитался перед генеральным подрядчиком за уже построенные километры стальной магистрали к Эльгинскому месторождению угля.

Возрастная категория материалов: 18+