25 июля — день ухода из жизни выдающегося советского поэта-барда.25 июля — день ухода из жизни выдающегося советского поэта-барда.

Музей Высоцкого тщательно собирает такие воспоминания. «Амурская правда» вносит свою лепту в это благородное дело. Наш корреспондент встретился с человеком, который присутствовал на его концерте.

Надежда Желудкова на амурской земле побывала уже не раз. То по работе, поскольку она режиссер-педагог и художественный руководитель Биробиджанского областного колледжа культуры, то проведать друзей и приятелей. Узнав, что я поклонник творчества Высоцкого, она сказала: «Представьте, я была от Владимира Семеновича метрах в трех, когда он исполнил несколько своих песен. Это было в буфете театра на Таганке».

В буфете? Такого я еще не слышал, хотя давно собираю рассказы людей, встречавшихся с моим кумиром. Я включил диктофон, и потекла беседа.

— В 1978 году я окончила режиссерский факультет ВГИКа, — начала рассказ Надежда Желудкова, — а та самая памятная встреча с Высоцким произошла осенью 1976-го. Пользуясь тем, что мы были студентами одного из главных театральных вузов страны, мы проникали практически на все главные сценические площадки Москвы. Тем не менее на Таганку даже нам попасть было невероятно сложно. Однако мне посчастливилось увидеть Высоцкого в исполнении роли Гамлета. Я тогда только что познакомилась с одним из режиссеров, который уже имел вес в актерской тусовке, и, видимо, собираясь произвести на меня приятное впечатление, достал контрамарки на «Гамлета» мне и еще двум студентам из моей группы. Сразу предупредил: «После спектакля никто не уходит. Я договорился с буфетом, зафрахтовал столик и уже сделал заказ. Только так можно увидеться с Высоцким. Сегодня он будет ужинать и, если будет в настроении, может быть, что-нибудь споет — он часто это делает».

— Мы сидели за столиком, — продолжала Надежда, — ели бутерброды с необычной для тех времен красной икрой и пили крохотными глотками настоящий французский коньяк. Всего столиков было семь, все заняты, один свободный. «Это стол Высоцкого, — объяснил мой приятель. — За него никто не имеет права садиться».

Высоцкий в буфет не вошел, а буквально влетел. Было видно, что он сильно устал. Несколько его знакомых принялись приветствовать артиста, но он, не глядя на них, махнул рукой, сел за столик и в буквальном смысле отключился. Сидел совершенно отрешенный, ни на что не реагируя. Так называемые «театральные мальчики» быстро принесли Высоцкому коньяк, бутерброды и дымящуюся яичницу с бифштексом. Высоцкий ел не спеша, а когда насытился, поднял голову от стола и повернулся в сторону публики. Он понимал, чего она ждет, и, не заставляя себя просить, расчехлил гитару.

Обращаясь ко всем и ни к кому конкретно, Высоцкий сказал: «Сегодня был спектакль о любви, а я спою вам песню о любви». И затянул «Я поля влюбленным постелю». Едва он закончил первую песню, раздались громкие аплодисменты, но бард не стал их выслушивать, а тут же принялся исполнять «07», где такие слова: «Девушка, здравствуйте! Как вас звать? Тома?» После песни сказал: «Я начинаю свой день со звонка в Париж и заканчиваю звонком туда же». Мой знакомый шепнул мне: «У Володи сейчас бурный роман с французской кинозвездой Мариной Влади»… После второй песни со стороны публики посыпались заказы, спой то, спой это, но бард отмахнулся: «Да я просто так, для себя спел».

Потом он встал и, отойдя на шаг от столика, оказался практически рядом со мной. Высоцкий запел «Я не люблю», причем менял не только строчки, но и расстановку куплетов. Почему он это делал? Может, обкатывал свои произведения на слушателях?

— Автограф у Высоцкого взяли? — поинтересовался я.

— Что вы? — замахала руками в испуге Желудкова. — Нам тогда и в голову это не пришло — сидели как под гипнозом. Вы знаете, хоть мы и рядом находились, а барьер между ощущался сильный. Мы понимали, что его перешагивать нельзя, все испортим. Высоцкий же подчеркнул, что поет для себя, это не концерт…

Вот так однажды я видела и слышала великого русского поэта. Столько лет прошло, а вижу все, как сейчас!

Возрастная категория материалов: 18+