Геннадий Кожарский: теперь озеро под неусыпным контролем.Геннадий Кожарский: теперь озеро под неусыпным контролем.

Примерно за неделю до этого внезапный замор уничтожил около 10 тысяч особей карася, гольяна и ротана. В настоящее время пострадавший водоем находится под неусыпным контролем специалистов. В одном из рейдов удалось побывать корреспонденту «АП».

Тошнотворная романтика

Небольшой живописный оазис природного благополучия с уже нашумевшей историей притаился примерно в 80 километрах от Архары. Позади нудное полотно пыльной гравийки и беспокойный участок естественных «американских горок». Многие отрезки под силу преодолеть лишь выносливому трудяге уазику. Озеро Круглое — большая чаша воды, опоясанная камышовыми зарослями и болотистой почвой, — как будто сошло с картин русских художников. Эдакий уголок ленивого течения жизни, где не хочется думать ни о чем, кроме как о свежем воздухе и величии исконно русской природы.

Все намеки на романтику испаряются вместе с тем самым свежим воздухом. Как только открываешь кабину, в нос бьет тошнотворный запах разлагающейся рыбы. Вместе с госинспекторами Антоновского лесничества деловито облачаемся в болотные сапоги и уверенно направляемся к камышам. Ноги утопают в почве по колено. Тут и там заметны потускневшие, гниющие под сентябрьским солнцем тушки жирных полукилограммовых карасей. Меж ними мелькает рыба помельче.

— Это уже остатки, — машет рукой руководитель Антоновского лесничества Геннадий Кожарский. — Ты бы видел, что здесь неделю назад творилось. Приходилось прямо по рыбе идти. Потом сюда зверь повадился, а что не съедено — утонуло. В обычных условиях сюда часто не накатаешься, да и надобности особой нет. А сейчас каждый день наведываемся, наблюдаем за состоянием воды и самое главное — проверяем звериные тропы и окрестные леса. Кабаны целыми стадами стали заходить, плюс барсуки да лисицы могли здесь обедать. Была бы химия — уже передохли бы. Но, к счастью, пока ни одного мертвого животного не обнаружили.

Геннадию Михайловичу на вид слегка за 40. Изборожденное морщинами, загорелое лицо и огрубелые руки выдают в нем человека во всех отношениях бывалого. За время работы в заповеднике всякого насмотрелся, но нынешний замор даже у него вызвал легкий шок.

— Я только в Хинганском заповеднике 15 лет работаю, но такого ни разу не видел, — признается Кожарский. — Заморы почти каждый год случаются, особенно по весне, когда рыбе не хватает кислорода. И происходит все одновременно сразу на всех близлежащих озерах. Я сразу после ЧП все окрестные водоемы с мужиками проверял. Там ничего подобного.

Чтобы так, в одночасье, в одном месте, такое количество рыбы, да еще и осенью… Мы с мужиками уже столько версий передумали. Даже на возможную молнию, которая могла в торчащую из воды бочку ударить, и на месть со стороны браконьеров грешили. Но все это не более чем полудогадки.

Надежда на экспертизу

Как уже писала «АП», среди возможных причин замора на озере Круглом называется стремительное размножение одноклеточных водорослей. Они интенсивно поглощают кислород в ночное время, и рыбе становится нечем дышать. Спровоцировать подобное развитие событий могли попавшие в воду органические и неорганические сельхозудобрения. Остается ответить на вопрос, кто высыпал в озеро и создал питательную среду для водорослей. Над этим сейчас работает следствие, к которому подключились милиция, Росприроднадзор и Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Неподалеку от озера Круглого, за охранной зоной заповедника, действительно активно возделываются поля, крестьяне близлежащих деревень ведут покосы и другие сельхозработы. Значит, и удобрения в этих местах не такая уж большая редкость. Однако инспектора не спешат обвинять в содеянном своих соседей.

— Деревенские сами бы убили того, кто мог отравить озеро, — отмечает инспектор Александр Зацепин. — Круглое через протоку соединяется с речкой Ярчихой, где местные удят рыбу. Для многих в условиях безработицы это один из способов выживания. Не думаю, что местные могли на такое пойти.

Мой собеседник Александр Иванович отвечает за небольшой кордон на берегу многострадального озера. Жить в нем приходится во время пожароопасных периодов и в другие кризисные сезоны. Первые дни сентября в их число никогда не входили, поэтому на момент ЧП Зацепин спокойно отдыхал в отпуске.

— Весной всегда главная опасность заморов, — продолжает инспектор. — Еще в 2005 году в озеро Круглое заходили такие сугубо речные виды рыб, как щука, сазан, сом, косатка, чебак. Потом в результате естественного замора большая их часть также погибла, но тогда ни у кого не было никаких вопросов — в заповеднике природа сама выбирает, что и когда ей делать. Ни мы, ни кто другой не имеем права вмешиваться в эти процессы. Тем более что уровень Ярчихи периодически повышается и в половодье рыба сюда приходит вновь, продолжая размножаться.

На лодке обследуем поверхность воды и принимаем решение возвращаться — ничего подозрительного незаметно. На обратном пути останавливаемся на вышеописанной речке со звучным названием Ярчиха. С небольшого моста заметно, как в воде то и дело плещется рыба.

— В обычное время эта речка на ручей похожа, не более двух метров шириной, — говорит Геннадий Кожарский. — Сейчас сам видишь — все пятнадцать метров. Уровень поднимается, и рыба здесь есть. Скоро в Круглое пойдет, тогда посмотрим, выживет или не выживет.

Тем временем руководство Хинганского заповедника ждет результатов экспертизы проб воды и погибшей рыбы. По словам директора Виктора Копылова, только после этого можно будет делать однозначные выводы. Исследования взялась проводить одна из благовещенских организаций.

Возрастная категория материалов: 18+